пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

казимир малевич: путь к «черному квадрату» и философии супрематизма

Как Малевич пришел к супрематизму? Рассказываем о его стиле, картинах, философии и том, почему «Черный квадрат» — больше, чем просто фигура на холсте
Казимир Малевич — имя, которое знакомо даже тем, кто не занимается искусством. Этот человек изменил восприятие живописи и открыл новый путь в искусстве. Он был художником-мыслителем, который создал супрематизм — стиль, где не важны изображения или предметы. В его мире главное — это чистые формы и цвета, которые не зависят от реальности. Его знаменитый «Черный квадрат» стал символом того, что искусство может быть совершенно другим.

Работы Малевича — это целая система взглядов на мир. Он хотел, чтобы искусство стало свободным от привычных ограничений и представляло собой не отражение реальности, а новое, самостоятельное измерение. Малевич провел долгий путь в поисках своей уникальной идеи, и каждая его картина — результат размышлений и экспериментов.

содержание
август 18, 2025
казимир малевич

казимир малевич: биография и формирование личности

Казимир Малевич родился в 1879 году в Киеве, в семье польских переселенцев. С детства он проявлял интерес к искусству, и его родители поддерживали это стремление. В возрасте 12 лет Малевич поступил в художественное училище, где начал осваивать основы живописи.

Образование Малевича продолжилось в Петербургской академии художеств, где он попал под очарование различных художественных течений. На его становление как художника огромное влияние оказала культурная среда России конца XIX — начала XX века, когда искусство переживало взрыв инноваций. Время, когда возникали новые философские и художественные идеи, вдохновляло Малевича искать нестандартные способы выражения.

стиль казимира малевича: от импрессионизма к авангарду

В начале своего пути Казимир Малевич пытался передать мир таким, каким он его видел, и часто обращался к реалистичной живописи. Однако вскоре ему стало ясно, что этого недостаточно для того, чтобы выразить все, что он хотел сказать. В поисках новых способов выразить свои мысли он начал увлекаться импрессионизмом, где художники не пытались точно копировать мир, а лишь передавали эмоции и атмосферу. Малевич все больше тяготел к тому, чтобы не просто изобразить, а показать ощущение, которое этот мир вызывает.
С каждым годом Малевич ощущал все большее ограничение традиционными стилями. Он обращался к символизму, стремясь выразить через картины более глубокие внутренние переживания и философские идеи. В это время он начал отходить от реального мира, создавая образы, которые были скорее манифестациями мыслей и чувств. Однако даже в символизме он не мог полностью освободиться от привычных форм, что в какой-то момент стало его личной проблемой.

Тогда Малевич обратил внимание на более радикальные направления, такие как кубизм и футуризм. Эти стили показывали движение, энергии и разрывы с традициями, что полностью совпадало с его стремлением освободиться от старых рамок. Работая с геометрией и абстракцией, Малевич начал пробовать новую живопись — такую, где не было четких фигур и объектов, а были лишь формы, линии и цвета, создающие ощущение динамики и чувства. Именно тогда он пришел к супрематизму, где окончательно отказался от изображений и представлений реального мира, сосредоточив внимание на чистых формах. Это был его ответ на ограниченность привычных стилей — искусство должно было стать свободным, а форма и цвет выражать не мир, а идеи и чувства, стоящие за ним.

супрематизм: искусство вне предметов

Супрематизм — это философия Малевича, а не просто стиль. Когда художник разрабатывал эту концепцию, он стремился освободить искусство от связи с реальностью, изображений предметов. Основная цель заключалась в том, чтобы передать не внешний мир, а внутреннее ощущение, чистое восприятие, которое не зависит от материальных объектов.
В супрематизме важнейшими элементами стали геометрические формы, цвет и движение. Эти абстракции не имели задачи отображать что-то конкретное. Вместо этого они служили способом выразить динамику и чистоту, передать чувства и эмоции, не привязанные к материальному миру.

Цвет в супрематизме был важной частью общего замысла, который передавал атмосферу и внутренние переживания. Геометрия, с ее квадратами, кругами и линиями выражала идеи о свободе и чистоте восприятия.

Пустота также играла ключевую роль. Это не было пространство для заполнения, а скорее символ свободы, пространства для новых смыслов.

«чёрный квадрат» и другие поворотные работы

«Чёрный квадрат» — это рубеж, после которого живопись уже не могла быть прежней. Когда Малевич создал этот образ пустоты и предельной абстракции, он словно подвёл итог целой эпохе искусства. На полотне остался строгий геометрический знак, очищенный от предметности и деталей. Этот жест стал отказом от привычных форм и способов изображения, от зависимости искусства от реального мира. На первый план вышли чистая форма и цвет, говорящие без слов и обращающиеся напрямую к восприятию.

В начале творческого пути Малевич следовал традиции: писал яркие, живые полотна, в которых чувствовалось стремление к передаче узнаваемых образов. Постепенно он пришёл к убеждению, что искусство не обязано служить зеркалом действительности. В «Чёрном квадрате» отсутствуют объекты и фигуры, исчезли внешние связи. Это форма, освобождающая взгляд от ненужных ассоциаций и направляющая к внутренним переживаниям.
В «Белом на белом» художник почти стирает грань между фоном и формой: на белом фоне едва заметна белая фигура. Это произведение лишено контраста, оно не требует напряжённого взгляда. Его воздействие основано на тихом присутствии, на чувстве, что смысл скрыт внутри, а путь к нему лежит не через формы, а через восприятие.
«Белом на белом»
Особый пласт творчества Малевича связан с темой движения — к примеру, образы спортсменов. Здесь он передавал не только внешнюю динамику, но и внутреннее напряжение. Линии ломаются, фигуры упрощаются, но в этих формах ощущается энергия, которая выходит за пределы физического жеста.
«Спортсмены»
Рядом с этим образом возникает «Красный квадрат» — работа, где насыщенный цвет придаёт композиции особую энергию и внутренний ритм. Если «Чёрный квадрат» утверждает пустоту, то «Красный» будто открывает движение в новое пространство, сохраняя глубину и силу.
«Красный квадрат»
Каждое из этих произведений — шаг к освобождению искусства от условностей. Малевич создавал образы, которые невозможно истолковать однозначно. Они существуют в пространстве чувств и размышлений, в той сфере, где зритель становится соавтором, а картина — точкой отсчёта для личного опыта.

педагог и теоретик нового искусства

Малевич был художником, педагогом и теоретиком. Он стремился развивать живопись как часть целой философии искусства. В его представлении оно должно было выйти за пределы привычных форм и стать способом мышления, который освобождает от старых представлений о мире. Именно в этом ключе он создал теорию супрематизма — новый взгляд на восприятие и передачу мира через искусство.
Его манифесты стали программой для новых художников. В них Малевич объяснял, как важно освободиться от фигуративности, как следует искать чистоту формы и цвета, не подчиняясь внешнему миру. Супрематизм был методом, через который можно было выражать чувства и идеи, не привязанные к материальным объектам.

Витебск стал важным этапом в его педагогической карьере. Именно здесь, в начале 1920-х годов, Малевич возглавил школу, где преподавал технику живописи и развивал философию нового искусства. Он создавал пространство для того, чтобы новые художники могли учиться свободному мышлению, разрабатывать собственные идеи, не ограничиваясь традиционными канонами. Его уроки были процессом раскрытия новых горизонтов в восприятии искусства и жизни.

В это время Малевич активно взаимодействовал с другими авангардистами, такими как Эль Лисицкий и Владимир Татлин, разрабатывая идеи, которые стали основой для будущих революционных изменений в искусстве. Эти дискуссии и обмены мнениями повлияли на то, как Малевич воспринимал искусство как социальную силу, способную изменять восприятие мира.

Художник часто говорил, что его цель — создать новое мышление, которое не ограничивалось традициями и устоями прошлого. Малевич верил, что искусство может быть ключом к глубокому изменению восприятия мира, и свою жизнь посвятил поиску новых форм и обучению тех, кто мог бы продолжить его дело.

наследие и влияние малевича

Его подход к искусству, в котором не осталось места для привычных изображений, а главной темой стали абстрактные формы и чистые цвета, продолжает влиять на современное искусство и дизайн. В XXI веке супрематизм стал источником вдохновения для множества направлений. Он открыл новые горизонты для экспериментов и поиска оригинальных решений.

Его концепция освобождения искусства от материальных объектов и привязанности к реальности стала основой для многих современных дизайнеров и архитекторов. Визуальные формы, которые Малевич использовал в своих работах, начали появляться в графическом дизайне, промышленном дизайне и даже в архитектуре, где важен минимализм и функциональность. Простота и строгость линий, свойственные супрематизму, теперь можно встретить в самых разных областях, от интерьеров до цифровых интерфейсов.

В цифровом искусстве его влияние также ощущается. Сегодня художники, работающие с виртуальными средами, часто используют идеи Малевича о чистоте формы и пространства. Абстракция, стремление к минимализму, а также работа с пустотой и цветом находят отклик в современных арт-практиках, будь то виртуальные галереи, видеоигры или цифровая живопись. Малевич открыл путь к искусству, которое не ограничивается физическим миром, а становится независимым от формы и пространства.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Наследие Казимира Малевича — это живое, постоянно развивающееся искусство, которое продолжает влиять на наше восприятие мира. Его переход от изображений к абстракции открыл новый путь, который оказался не только актуальным в его время, но и по-настоящему значимым для сегодняшнего дня. Малевич оставил философию, в которой искусство — это способ мышления, способный разрушить старые границы.
«Больше фактов об Искусстве —
на выставках в Artplay Media
Made on
Tilda