пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

кубизм в искусстве: новый взгляд на формы и перспективу

Узнайте, как формировался стиль кубизм, кто стоял у истоков, в какие годы зародилось направление и каких художников принято считать его главными представителями
Кубизм – это начало новой эры в искусстве начала XX века. Авангардистское художественное течение возникло в Париже в 1907 году, когда Пабло Пикассо представил публике работу под названием «Авиньонские девицы». Техника световых плоскостей и геометрические фигуры, уносящие зрителя от реализма, произвели фурор, принесший революцию в живописи.

Пикассо считают основоположником кубизма. Он начал работу над «Авиньонскими девицами» в 1906 и работал над ней не меньше года. Первое время полотно считали спорным. Анри Матисс назвал картину «возмутительной», русский коллекционер Сергей Щукин – «трагической потерей для французского искусства», искусствовед Лео Стайн сравнил ее с «катаклизмом». Живописец Андре Дерен даже предвидел драматический конец автора. Первыми, кто понял революционное значение «Девиц», стали Гийом Аполлинер и Макс Жакоб. Благодаря активному участию влиятельных поэтов новый стиль обрел интеллектуальное значение.
содержание
апрель 25, 2025
кубизм в живописи

История возникновения кубизма

Кубизм в живописи последовал за подрывом художественных установок постимпрессионистами и фовистами. Картину Поля Сезанна «Большие купальщицы», написанную в 1906, считают первым предвестником нового течения. Здесь можно впервые увидеть «арочную композицию» – изображение, когда угол зрения расположен сверху вниз, а деревья замыкают сферическое пространство композиции в виде свода. Крупная выставка Сезанна представила публике картины с упрощенной формой, сведенной в примитивные геометрические фигуры.

Примерно в это время в Париже встречаются два художника: Пабло Пикассо и Жорж Брак. Оба буквально заражены идеей уловить в живописи не суть предметов, а их геометрическую структуру. Живописцы «разбивают» объекты на отдельные компоненты. Они не пытаются создать единую композицию, а изображают предметы фрагментарно, с несколькими точками зрения и пересекающимися плоскостями. Начальный этап возникновения кубизма называют «аналитическим». В последующие годы друзья создают композиции, соединяющие разные материалы. Первые коллажи в мире искусства относят к периоду «синтетического кубизма».

Новое направление предложило рассматривать предметы и формы с весьма специфической точки зрения. Кубизм отвергает традиционные приемы перспективы, ракурса, светотени и полностью уходит от академического представления об изображении. Сам термин «кубизм» возник случайно. В 1908 году Анри Матисс, являвшийся в то время членом жюри Осеннего салона в Париже, назвал картину Жоржа Брака «Дом в Эстаке» странной и добавил, что «она написана кубиками». Критики подхватили мысль. Луи Воксель говорит, что Жорж Брак сводит все предметы к кубам, Луи Шассеван называет последователей течения мозаичистами, разрезающими цветные кубы.

Представители кубизма

Позже к первоначальному симбиотическому партнерству Пабло Пикассо и Жоржа Брака присоединился Хуан Грис. Этот испанец, родившийся в Мадриде, провел в Париже большую часть творческой карьеры. Художник часто посещал мастерские Пикассо и Брака и не только подпитывался их влиянием, но и принимал активное участие в трансформации аналитической фазы кубизма в синтетическую. Благодаря особой технике коллажа Гриса стали называть «третьим кубистом».

Одновременно с основоположниками кубизма над фрагментацией форм работает французский художник Фернан Леже. Он разрабатывает собственный стиль, основная тема которого вращается вокруг механических машин, роботов и массивных конструкций. Помимо картин, Леже создавал фрески, витражи и театральные декорации.

Альберт Глейз знаменит не только своим творчеством. Художник стал одним из главных теоретиков движения. В 1912 году он опубликовал вместе с Жаном Метцингером книгу «Кубизм», в которой рассказал об основах художественного направления.

Жан Метцингер внес вклад в распространении движения кубистов через публикацию сочинений и написание картин. Его творчество выражает любовь к математике, подчеркивает важность точной науки для искусства и желание показать все стороны объекта на одной плоскости.

Влияние кубизма на остальные направления

Кубизм быстро распространился по Европе в 1910-х годах не только благодаря открытости, которую стиль предлагал в представлении объектов.

Движение охватило всю сферу художественной деятельности и стало основой для ряда течений начала XX века, включая футуризм. Почти все влиятельные представители авангардизма прошли кубическую фазу развития. Наиболее известный из них – Марсель Дюшан, которого называют отцом концептуального искусства. Более поздние движения – минимализм, сюрреализм и дадаизм – не могли быть созданы без кубизма.

Уже в первые годы кубизм затронул скульптуру, его черты можно заметить в работах Александра Архипенко, Раймона Дюшан-Вийона, Жака Липшица, Осипа Цадкина и Пабло Пикассо. Существенного влияния на архитектуру кубистский стиль не оказал, но мы можем заметить узнаваемые элементы в архитектуре конструктивизма и современных зданиях.

Кубизм в искусстве – это не только наглядное изображение. Направление можно встретить даже в литературе. Например, у фламандского поэта Пауля ван Остайена. В своих поэтических работах автор развивается от экспрессионизма (показывающего эмоции) через кубизм (позволяя миру говорить за себя) к великой отстраненности, которую он находит в абстрактном искусстве.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Познакомиться с историей кубизма можно в “Центре цифрового искусства Artplay Media” в Москве.
Мультимедийная выставка, посвященная творчеству Матисса и Пикассо, расскажет, как друзья и одновременно соперники подталкивали друг друга к изменению направления в живописи XX века. Они использовали разные подходы, но вместе создали то, что мы называем современным искусством. Зритель может взглянуть на работы художников с тем самым чувством, которое охватывало и шокировало критиков сто лет назад.
Пикассо однажды сказал: «Если бы я не создавал те картины, которые пишу, я бы писал, как Матисс». «Только один человек имеет право критиковать меня», – говорил Матисс, – «Это Пикассо».

«Больше фактов о Кубизме —
на выставке Artplay Media «Матисс. Пикассо»
Made on
Tilda