пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

цифровое искусство: погружение в эру технологий

Цифровое искусство меняет взгляд на творчество. В статье рассматриваем основные виды цифрового искусства, его эстетику и влияние цифровых технологий на искусство
Цифровое искусство — новейший этап в развитии современного искусства, предоставляющий возможности для выражения идей и эмоций человека посредством технологий, поскольку под цифровым искусством понимается творчество с использованием техники. Искусство рождается и живет на экране гаджета или компьютера. Это программы, картины, литературные произведения, фильмы.
Чтобы творить, человеку больше не нужны краски, полотна, бумага, кисти, ручки и карандаши. Достаточно владеть компьютером и графическим планшетом, освоить несколько простейших программ. Стоимость произведений цифрового искусства при этом достигает значительных величин.
содержание
апрель 04, 2025
цифровое искусство

эволюция цифрового искусства

В эпоху развития технологий художественные произведения все чаще создаются непривычными методами. Пастель и краски, гипс и уголь больше не в чести. Программный код, технологии, графические пакеты становятся единственными инструментами художника. Компьютерное искусство, диджитал, кибер или digital art — будущее художественного мира.
Первые произведения, созданные с помощью технологий, возникают в 1960-х гг. в США. Родоначальником нового направления в искусстве становится аниматор и композитор Джон Уитни. Используя компьютер, он создавал фильмы, заставки и спецэффекты. Естественно, все было довольно примитивно, но производило фурор. Уитни пользовался математическими формулами, и это казалось обывателям чем-то запредельно фантастическим.

В 1965 г. нью-йоркское общество смогло посетить первую в мире выставку компьютерного искусства. В 1968 г. такая выставка прошла в Лондоне, а затем и в других странах. Энди Уорхол и тот оказался не чужд веяниям моды на цифровизацию искусства. Известный эпатажностью и неприятием устоев общества, он нарисовал портрет Деборы Харри, популярной в те годы певицы. Для создания картины он использовал Amiga 1000 — первый в мире персональный ПК с многозадачной операционной системой, продемонстрированной пользователям в 1985 г.

Вслед за Уорхолом использовать компьютеры для создания произведений искусства начали и другие художники. Но немедленно возник спор о том, допустимо ли считать картины и музыку, для создания которой использовали технологии, настоящим искусством. Современные искусствоведы давно решили проблему, признав киберискусство равнозначным традиционному. Но в 1960-1980-х даже лучшие произведения, в которых были применены технологии, считались ничтожными в сравнении с классикой.

Особенности цифрового искусства

Диджитал признается равнозначным классике, поскольку при производстве компьютерных произведений используются те же методы, что и при написании картин маслом или красками. Особенности киберискусства:
оригинал и копия совпадают - компьютерное произведение не связано с материальными носителями, представляет собой код из нулей и единиц;
в создании произведений компьютерного искусства нет ограничений на использование конкретных технологий: главное - видение мастера, творческое выражение.
К характерным особенностям диджитал также относят неограниченный генеративный тираж выпуска одинаковых произведений. Размножить картину, написанную маслом или карандашом, можно. Для этого используют ксерокс или фотографию, ранее делали гравюры. Но все равно это будет далеко не оригинал. С киберкартинами все иначе. Каждая такая картина будет неотличима от оригинала и представляет собой абсолютно равнозначное произведение, в точности повторяющее то, что было создано первым.

Компьютерные произведения не нуждаются в особой температуре хранения, они передаются из рук в руки одним кликом мыши. Это их свойство — еще одна особенность киберискусства, позволяющая создавать нечто, доступное всем, сетевое.
1
2
3
результат работы не заключен в одну форму, часто это набор из цифрового снимка, вектора и 3D-графики;

виды цифрового искусства

Цифровое искусство появилось благодаря развитию технологий. Сегодня оно включает разные формы — от компьютерной графики до видео и интерактивных объектов. Такие работы создаются с помощью программ, устройств и цифровых инструментов.

Авторы используют изображения, звук, анимацию и другие медиа, чтобы выразить свои идеи. Некоторые работы можно просто смотреть, другие — взаимодействуют со зрителем.

Киберискусство принимает различные формы, точное количество которых не поддается подсчетам. К основным относятся:
Вид компьютерной графики. Картины создаются посредством моделирования 3D. Нарисовать можно любую модель — мультипликационного персонажа или абстрактную личность. Художники пользуются структурами, обеспечивающими высокую степень детализации, текстурами, светом, анимацией.
Трехмерная графика
Абстракционизм в цифровом искусстве. Для создания произведений художники пользуются фильтрами, приложениями, специально спровоцированными помехами на видео, позволяющими сделать захват картинки. Часто на глитч производится накладка 2D-картинки или цифровой фотографии с целью получения коллажа.
Глитч-арт
Представители этого направления в цифровом искусстве старательно воспроизводят традиционные приемы живописи на экране компьютера. Вместо кистей и красок — графические планшеты и электронные перья. Цифровая живопись настолько усовершенствовалась, что ее практически невозможно отличить от классической без специального анализа. На графическом планшете можно изменять ширину и толщину линий, текстуру, слои, кисти. Делать абсолютно то же, что и в процессе рисования на бумаге. Требуется и художественный талант, знание техники наложения мазков, света, анатомии человека, композиции. Без этого, создание реалистичного произведения просто невозможно.
Цифровая живопись
Пиксельная графика
Искусство, в котором картина создается при помощи точек — пикселей. Разрешение изображения специально уменьшают, что позволяет различить каждую точку. Истоки направления связывают с кубизмом Пикассо и сюрреализмом Дали. Пиксельные изображения встречаются в роликах и видеоиграх
Фрактальное искусство
Источником служат все те же алгоритмы. Картины представляют собой сложные геометрические узоры и фрактальные мозаики. Для создания применяются коды, математические уравнения.
Иллюстрации описываются математическими формулами. Именно от формул зависит положение нарисованного объекта на картине, форма, параметры обводки, цвет заливки и прозрачность. Векторные рисунки собираются из линий и кривых. Главным преимуществом вектора считается сохранение качества изображения в процессе масштабирования. С таким типом графики обычно работают иллюстраторы.
Векторная графика
Это направление в искусстве схоже с созданием коллажа. Художник рисует картину, дополняет ее вырезками из фото, газет. Иллюстрации получаются реалистичнее, экономится время.
Фотобаш
Состоит из статических и динамических изображений, в которых применяется компьютерная 3D-графика. Рисунки могут быть анимированы. Начинается все с рисунков на ПК, далее создаются виртуальные скелеты при помощи трехмерных фигур.
Компьютерная графика
Цифровая фотография
Фото создаются цифровыми камерами, смартфонами или веб-камерами. Фотограф до и после завершения съемочного процесса получает возможность редактирования картинки.
Цифровые коллажи
Суть техники сводится к объединению разных объектов в один. Такие работы могут состоять из фотографий, иллюстраций или сканов, которые автор перерабатывает и собирает в новую композицию. Цель коллажа — создать новый визуальный образ, в котором сочетаются разные стили и смыслы. Это может быть как абстрактная работа, так и сюжетная сцена. Часто такие коллажи используют в дизайне, рекламе и современном искусстве.

Влияние цифровых технологий на искусство

Эстетика цифрового искусства ничуть не уступает эстетике традиционного. В этом направлении творческой деятельности также присутствуют свои художники. Некогда считалось, что технологии приведут к краху искусства, но сейчас понятно, что они расширили возможности. Технологии создают новые формы, расширяют мир человека, позволяют художнику теснее взаимодействовать с аудиторией, улавливать ее нужды и ожидания. Использование новаторских цветов и форм привлекает все больше зрителей.

Влияние цифровых технологий на искусство обширно. Компьютеры применяются практически всюду. Даже для создания картины на бумаге художник может использовать ПК. Компьютер понадобится ему для подбора красок, информации о лучшем сочетании цветов и даже для открытия на нем картинки, которая станет основой для рисования.

цифровое искусство в россии

Цифровое искусство все увереннее занимает свое место в культурной жизни России. В мультимедийных пространствах оживают полотна, музыка и слова, создавая эффект полного погружения. Artplay Media в Москве — один из флагманов этого направления.
На выставке «Ван Гог. Письма к Тео» зритель оказывается внутри картин художника: стены и полы зала покрыты проекциями его работ, а за кадром звучат фрагменты личных писем к брату. Ван Гог не просто показывает картины — он рассказывает свою историю, делится сомнениями, переживаниями и надеждами.

Такие выставки дают возможность взглянуть на классическое искусство по-новому — почувствовать его, прожить, а не просто рассматривать. Это искусство, которое говорит напрямую — без рам, стекла и надписей под экспонатами.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Цифровое искусство — это новое измерение культуры, в котором классика и современные технологии дополняют друг друга. Мультимедийные выставки позволяют взглянуть на известные произведения глазами современного зрителя. Здесь важно не просто увидеть, а прочувствовать, услышать, прожить каждую деталь. В Artplay Media вы сможете оказаться в самом центре визуального пространства, где оживают картины, звуки наполняют зал, а каждый шаг становится частью художественного повествования.
Приходите на мультимедийные выставки и испытайте искусство в новом формате — живом, ярком и эмоционально насыщенном.
«Больше фактов об искусстве —
на выставках в Artplay Media
faq
Часто задаваемые вопросы
Made on
Tilda