пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

футуризм в живописи: искусство, вдохновленное движением

Футуризм в живописи — это протест против статики и поиск движения на холсте. Рассказываем об истории стиля, его основателях, картинах и идеях.
В начале XX века мир словно сорвался с места. Заводы загудели, улицы наполнились шумом транспорта, небеса — гулом первых самолетов. Жизнь ускорилась, и это новое чувство ритма и скорости требовало нового языка в искусстве. Именно в этом контексте, в Италии, рождается футуризм — движение, в котором художники не просто наблюдали за переменами, а хотели быть их частью. Они не искали красоту в покое — они находили ее в напряжении, в гуле улиц, в отблесках металла, в электрическом свете витрин.

Футуризм стал манифестом будущего: смелым, резким и дерзким. Его представители стремились не запечатлеть внешность мира, а передать его скорость, дух и внутренний импульс. Искусство, по их мнению, должно было говорить о настоящем — с полной верой в то, что впереди только новое.
содержание
май 13, 2025
футуризм в живописи

футуризм в живописи: исторический контекст

Официальной датой рождения футуризма считается 1909 год, когда поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал Манифест футуризма на страницах парижской газеты Le Figaro. Маринетти призвал отказаться от прошлого, отвергнуть музеи, академии, традиции и воспеть скорость, машины, индустриальные города, движение.
Начало XX века в Италии было временем модернизации: технический прогресс, рост городов, расширение инфраструктуры. Молодые художники ощущали, что старые формы больше не отражают реальность. Они искали язык, способный передать не только то, что они видят, но и как это ощущается.

Футуризм вобрал в себя элементы постимпрессионизма и кубизма, но переработал их под свою задачу: передать не форму объекта, а его движение во времени и пространстве. Это было искусство эпохи электричества и скорости, а не покоя и раздумий.

Основоположники футуризма

Манифест стал отправной точкой, но именно художники наполнили футуризм визуальной силой.
Филиппо Томмазо Маринетти, хотя сам не был живописцем, сыграл роль вдохновителя и теоретика.
Его идеи заразили целое поколение художников — и не только в Италии;
Джино Северини часто обращался к темам танца, музыки и уличной жизни.
В «Танце пан-пан в Монико» он показывает не просто движение — а его ритм, дробность, настроение ночного Парижа;
1
2
3
Умберто Боччони — ключевая фигура.
Его стремление выразить не форму, а внутреннее движение особенно ярко проявилось в работе «Уникальные формы непрерывности в пространстве». Он также был автором живописных полотен, где город и человек сливаются в стремительном потоке;
Джакомо Балла пошел дальше всех в сторону абстракции.
Его работы «Динамизм собаки на поводке» и «Скорость автомобиля» — это попытки изобразить не объекты, а их кинетическую сущность: звук, вибрацию, поступательное движение.
4

особенности футуризма в живописи

Футуризм — это искусство, в котором важна не форма, а действие. Художники использовали повторяющиеся линии, наслаивание силуэтов, размытие границ, чтобы показать то, что ранее изображалось только словами — движение, течение времени, энергию.
Форма в работах футуристов дробится, как в фотографии с длинной выдержкой. Цвет — яркий, контрастный, часто локальный — подчеркивает эмоциональную силу образа. Пространство превращается в ритм, фигура — в импульс, изображение — в почти музыкальную структуру.

Футуристы вдохновлялись кубизмом, но если кубисты стремились проанализировать объект с разных точек зрения, то футуристы хотели передать его жизненную силу. От постимпрессионистов, таких как Ван Гог, они взяли эмоциональную экспрессию, но направили ее не вовнутрь, а наружу — в сторону динамики.

Это и отличало футуризм: он не просто изображал реальность, он пытался включить зрителя в ее движение.

знаковые картины в стиле футуризм

Вот несколько ключевых работ, которые наглядно показывают идеи футуризма:
«Динамизм собаки на поводке» (1912).
Повторяющиеся лапы, хвост, ноги хозяйки — это не сюжет, а ритм прогулки.
Джакомо Балла
«Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913).
Скульптурная форма в движении — человек, будто состоящий из ветра и стали.
Умберто Боччони
«Танец пан-пан в Монико» (1909–1911) (была утрачена во время Второй мировой войны) Спустя почти полвека художник воссоздал ее по памяти и нескольким сохранившимся фотографиям — новая версия была написана в 1959–1960 годах.
Музыка, смех, свет и движение — все растворяется в дробной композиции.
Джино Северини
Карло Карра
«Похороны анархиста Галли» (1911).
Событие превращается в бурю линий и символов — протест, толпа, хаос.
Умберто Боччони
«Город встает» (1910).
Город как организм, где человек, техника и архитектура сливаются в потоке.
«Абстрактная скорость + звук» (1913–1914).
Почти музыка в красках — гул, дрожь, импульс зафиксированы на холсте.
Джакомо Балла

представители футуризма за пределами Италии

Футуризм оказал влияние далеко за пределами Италии. Особенно активно его идеи развивались в России.

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова адаптировали футуризм, соединяя его с народной традицией и примитивизмом. Ларионов разработал лучизм — попытку изобразить свет и энергию предметов. Гончарова вводила в футуристический ритм религиозные образы и символику, делая свои работы яркими и выразительными.

Казимир Малевич, до своего перехода к супрематизму, создавал полотна, насыщенные футуристическим духом: например, в «Точильщике» чувствуется все то же дробление формы и ритмика движения.

Русский футуризм был более метафизичным, менее технократичным. Он развивался на стыке авангарда, философии и мистики.

Футуризм также повлиял на художников Франции, Германии и Великобритании, хотя нигде не получил столь самостоятельного развития, как в Италии и России.

влияние футуризма на искусство XX века

Футуризм дал мощный импульс множеству направлений. Его энергия, агрессивность и вера в новое нашли отражение в конструктивизме, где форма стала функциональной, а композиция — динамичной. В дадаизме отразилось стремление разрушить прежние правила, а сюрреализм подхватил футуристическую тягу к перевороту восприятия.

В XXI веке идеи футуристов легко узнаются в графическом дизайне, цифровом искусстве, анимации. Многие современные визуальные практики — от музыкальных клипов до рекламы — используют те же приемы: ритм, фрагментацию, резкость, потоковое мышление.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Футуризм стал не просто направлением, а способом увидеть современность. Он появился как художественный ответ на ускорение мира и превратился в символ нового мышления.

Художники-футуристы дали искусству новую энергию. Они научили видеть не только форму, но и импульс, не только объект, но и его внутреннюю динамику. Их наследие до сих пор живо — в визуальной культуре, архитектуре, цифровых медиа.

Футуризм напоминает нам: искусство должно двигаться вместе с временем и иногда опережать его.
«Больше фактов об искусстве —
на выставках в Artplay Media
Made on
Tilda