Хронологические рамки эпохи охватывают примерно последние десятилетия XV и первые три десятилетия XVI века — от 1490-х до 1520-х годов. Это время, когда идеи гуманизма, зародившиеся в Раннем
Возрождении, достигли своего наивысшего выражения. Искусство стало зрелым и уверенным, а человек — его главным героем.
Политическая карта Италии того времени представляла собой мозаику из независимых городов-государств: Флоренции, Рима, Венеции, Милана. Каждый из них был центром власти, богатства и культуры. Во Флоренции расцветала традиция интеллектуальных кружков и меценатства, благодаря которым выросли такие мастера, как Леонардо да Винчи и
Микеланджело. Рим в начале XVI века стал новым сердцем искусства — под покровительством папы Юлия II здесь создавались проекты, определившие облик европейской культуры на века. Венеция развивала собственную школу живописи, где свет, цвет и атмосфера стали главными выразителями чувств.
Отличие этой эпохи от Раннего Возрождения — в зрелости художественного языка. Если мастера XV века только искали законы перспективы, пропорции и анатомической точности, то художники Высокого Возрождения уже владели этими средствами свободно, превращая технику в инструмент выражения идеи. В их работах исчезает жесткость линий и нарочитая символичность, уступая место внутренней гармонии, цельности и ясности образа.
Высокое Возрождение стало моментом, когда искусство обрело философскую глубину и уверенность в человеческом разуме. Италия этого времени жила ощущением расцвета — кратким, как утро перед бурей, но оставившим след, к которому до сих пор обращается все мировое искусство.