Этот портрет женщины, написанный в начале XVI века, считается самым знаменитым в мире. Загадочная улыбка Моны Лизы до сих пор вызывает споры: она кажется одновременно доброжелательной, грустной и слегка насмешливой. Леонардо потратил годы, совершенствуя эту картину, и, возможно, так и не закончил её. «Мону Лизу» Леонардо возил с собой до конца жизни. Она стала частью его личного багажа, что для художников той эпохи было редкостью.
Ещё одной легендарной работой Леонардо стала «Мона Лиза», или «Джоконда»
Эта ранняя картина Леонардо, созданная около 1478 года, показывает его увлечение светом и тенью. На картине изображена молодая Мария, играющая с младенцем Иисусом, который держит в руках цветок крестоцвета — символ будущего распятия Христа. Работа поражает своей нежностью и реалистичностью — она кажется живой благодаря мастерской передаче света на лицах и одежде персонажей.
«Мадонна с младенцем и цветком» (или «Мадонна Бенуа»)
набросок «Витрувианский человек»
Этот набросок так и не превратился в картину, но даже в виде эскиза остался одной из самых известных работ эпохи Возрождения.
Леонардо создал его в 1490 году как иллюстрацию к анатомическим исследованиям. Он изобразил фигуру мужчины в двух наложенных друг на друга позах, вписанных в круг и квадрат. Образ стал символом гармонии человека и природы.
картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Эта сложная композиция была начата Леонардо в 1508 году. Она изображает три поколения: Святую Анну, её дочь Марию и младенца Иисуса. Картина передает глубокую связь между персонажами через их позы и взгляды. Леонардо использовал технику сфумато, чтобы создать мягкие переходы между светом и тенью, делая изображение необычайно реалистичным. Этот эффект создаёт впечатление, что сцена буквально «дышит».
Эту фреску он написал для монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. На картине изображён момент, когда Иисус говорит ученикам, что один из них его предаст. Выражения лиц, жесты и позы апостолов передают весь спектр эмоций — от удивления до недоверия. Леонардо использовал экспериментальную технику, смешивая масло и темперу. К сожалению, это сделало фреску уязвимой для времени и разрушений.
Чтобы придать персонажам реалистичность, Леонардо часто находил своих моделей прямо на улице. Говорят, что для образа Иуды он выбрал мужчину, которого однажды встретил в тюрьме.
Одну из самых известных картин «Тайная вечеря» Леонардо создал в 1490-х годах в Милане.