пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

авангардизм в искусстве: новые горизонты живописи

Узнайте о чертах авангардизма, его основных направлениях и влиянии на живопись. Откройте для себя творчество великих художников-авангардистов и их вклад в искусство
В конце XIX столетия новаторские направления в искусстве были объединены общим термином — «авангардизм». Авангардизм, или авангард отрицал классику, представители его считали себя передовым отрядом, целью которого становилось продвижение в массы новых идей, методов и способов их реализации. Ярким выразителем авангардизма считается Пикассо. Но творчеством этого испанского художника направление не ограничивалось.
содержание
апрель 22, 2025
авангард в живописи

предпосылки возникновения авангардизма

Для авангардизма характерно изменение художественной практики, отход от традиций и принципов, признанных классическими. Авангардисты, которые, к слову, таковыми себя не называли, искали новое содержание в привычных вещах окружающего мира.
Возникновение авангарда связывают с историческими особенностями эпохи. Международную обстановку на рубеже XIX и XX вв. нельзя назвать спокойной. Европа переживала последствия революций и войн, готовилась к Первой мировой войне. В России, столкнувшейся с разрушительной силой первой русской революции и последствиями русско-японской войны, все прежнее казалось ничтожным, не стоящим внимания. Европейцы переживали сильнейший кризис веры, вылившийся в отрицание прежних устоев.

Особая ценность отныне придается не точности передачи информации об объекте, а высказыванию о нем.
Зачатки авангарда в живописи сформировались еще в древние времена. Первобытные люди стремились видеть красоту вне привычного мира, украшая предметы узорами, мало связанными с реальностью. Именно первобытные наскальные рисунки послужили основой творчества Пабло Пикассо. Ориентируясь на африканскую живопись, художник создает кубизм.

Предпосылки зарождающегося авангардизма обнаруживаются в барокко, импрессионизме, постимпрессионизме, символизме. От барокко авангардисты взяли яркость красок и стремление ввести зрителя в состояние культурного шока. Подобно символистам, они закладывали в произведение скрытые смыслы. Импрессионисты и постимпрессионисты и вовсе могут рассматриваться как первооткрыватели авангарда.

протоавангард

Предшественником авангардизма считается протоавангард. К протоавангарду относят символизм и модерн, русский космизм и работы первых экспрессионистов. Наиболее яркая работа протоавангардистов, выполненная в экспрессионистском стиле, — «Крик». Автором ее является художник Эдвард Мунк. Центральное место на картине занимает кричащая человеческая фигура, фоном для которой служит алое небо цвета крови и размытый пейзаж, повторяющий ее контуры. Кажется, что окружающий мир реагирует на крик, повторяя его. Изображение считается довольно примитивным, понять, что же нарисовано точно, непросто. Одни видят на холсте скелет, другие — эмбрион или даже сперматозоид. Появление «Крика» и иных подобных работ открыло путь для авангарда в различных его направлениях.

направления авангардизма

Авангардизм с особой силой проявился именно в живописи. Литература, театр и архитектура стойко держались, но живописцы первыми отреагировали на новое модное направление, уловив и расширив его.

Интересный факт! Термин «авангардизм» появился после завершения этого периода в искусстве, когда время авангарда уже ушло, уступив место новым направлениям.

Поскольку рассматриваемое направление авангардизма является совокупностью различных течений в искусстве, то к авангардистам относятся:
Экспрессионизм — европейское направление в искусстве, являющееся родственным фовизму, но продержавшееся дольше него. В живописи экспрессионистов полно эмоций — боли, тревоги, страха, разочарования. Все они стали откликом на военные события начала века. Возможно, именно по этой причине наиболее яркие представители направления проживали в Германии и Австрии — странах, начавших войну, но и наиболее пострадавших от нее. Экспрессионисты стремились показать реальность через эмоции художника. Это одно из немногих художественных направлений, нашедшее отражение не только в среде художников, но и в кинематографе, литературе, театре и архитектуре, музыкальных стилях.
Экспрессионисты
Беспредметность становится трендом начала прошлого столетия. Художники, творившие в этом направлении, считали необходимым перейти к искусству чистых ощущений, под которым понимали отказ от изображения предметов. Выдающиеся представители супрематизма — Казимир Малевич и Василий Кандинский. Характерной особенностью творчества супрематистов становятся асимметрия и внутренняя динамика. Они стремятся к рисованию простых геометрических фигур, яркий пример — «Квадрат» Малевича.
Супрематисты
Фовизм возникает в начале XX в. в среде французских постимпрессионистов. На французском слово «фовизм» означает «дикий». Представители этого направления отказываются от линейной перспективы, требуют от художников изображения мира таким, каким он им видится. Характерной особенностью полотен, написанных фовистами, считаются использование ярких контрастирующих красок, а также экспрессивность и эпатажность. Форма простая, игра теней и света не используется. Выдающийся представитель - Анри Матисс. Также известность приобрели Андре Дерен и Жорж Брак. Существовал фовизм недолго. Уже в 1907 г. Дерен начинает писать в технике кубизма, а спустя год и другие художники находят новые для себя направления.
Фовисты
Футуристы
Футуризм возник в 1910-1920-хх гг. прошлого столетия. Название направлению дал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуристы отказывались от наследия прошлого, считали, что дряхлый мир нуждается в разрушении. Надежды связывали с будущим. Акцентировали внимание зрителя на динамике сюжета, на полотнах совмещали несколько моментов движения. На картинах изображали закручивающиеся спирали, резкие углы и динамичные зигзаги. Пример картины, написанной футуристом: «Динамизм велосипедиста» Умберто Боччони.
Унисты
Унизм — ветвь супрематизма. Представители этого направления считали важным концентрировать внимание на цвете, а не на множественности форм. Ярким представителем унизма считается Владислав Стржеминский, среди его картин — «Пост супрематическая композиция №2»
Лучисты реальность мира рисовали с помощью лучей, отражающихся от предметов. Для живописи характерно наличие косых и резких линий, острых углов и ярких цветов. Одни картины выглядят как мираж, а другие — как сгустки света. Основателем лучизма является Михаил Ларионов.
Лучисты
В противоположность хаотичному и провокационному дадаизму, конструктивизм стал направлением, которое стремилось навести порядок и найти смысл в новом индустриальном мире. Возникший в России в 1910–1920-х годах, конструктивизм отразил веру в прогресс, технологии и социальную трансформацию. Его идеология — искусство должно быть полезным и служить обществу. Художники-авангардисты отказались от традиционной живописи в пользу архитектуры, дизайна, типографики, плаката и промышленного проектирования.

Конструктивисты оперировали геометрическими формами, простыми линиями и рациональной композицией. Они стремились не столько выразить эмоции, сколько построить визуальную структуру, сродни инженерному проекту.
Конструктивисты
Кубизм — одно из самых влиятельных направлений в искусстве XX века, возникшее во Франции в начале 1900-х годов. Его родоначальниками считаются Пабло Пикассо и Жорж Брак, которые стремились показать реальность не такой, какой её видит глаз, а такой, какой её может анализировать разум.

Главная идея кубизма — разложить объекты на геометрические формы, показать их одновременно с разных точек зрения. Пространство, объем, перспектива — всё это теряет привычный вид и превращается в плоскую мозаику из граней и углов. Кубизм разрушает линейную логику изображения, предлагая зрителю самому "собрать" картину, словно пазл.

Пример — «Авиньонские девицы» (1907) Пикассо. Это знаковая работа, с которой начинается отсчёт кубизма. Фигуры женщин в ней угловаты и плоскостны, лица напоминают африканские маски, перспектива отсутствует. Картина стала шоком для современников и символом новой художественной эпохи, в которой разум и форма стали важнее натуры.
Кубисты
«Дадаизм» — от «дада» — это направление, представители которого ничего не рисовали. Они создавали коллажи из бумаги, ткани, фото. Коллажи не имели идеи и смысла. С их помощью дадаисты старались подчеркнуть бессмысленность мира, но таким образом все равно наделяли искусство смыслом — просто протестным. Одним из знаковых примеров дадаистской эстетики является работа «Редчайшая картина на Земле», 1915 — Франсиса Пикабиа. Это произведение представляет собой механическую абстракцию — изображение, напоминающее технический чертёж, лишённый традиционной сюжетности. В ней Пикабиа соединяет элементы машины и метафору человеческого тела, иронично критикуя технократическую одержимость современности. Работа выглядит одновременно бессмысленной и наполненной символизмом, что идеально отражает дух дада — искусство как антиискусство.
Дадаисты
Сюрреалисты
Если кубизм — это логика и структура, то сюрреализм — это погружение в мир снов, фантазий и бессознательного. Направление возникло в 1920-х годах во Франции и опиралось на идеи Зигмунда Фрейда о психоанализе. Сюрреалисты верили, что истинное искусство рождается не в разуме, а в глубинах подсознания.

Это было искусство без границ, в котором возможны любые превращения, нелогичные связи и парадоксальные образы. Реальность и фантазия сплетаются, как в сновидении. Одни художники выбирали детализированную «сюрреалистическую» реальность, другие — автоматическое письмо и спонтанные формы.

Один из самых известных сюрреалистов — Сальвадор Дали. Его картина «Постоянство памяти» (1931) — это не просто пейзаж с плавящимися часами, а метафора растяжимости времени, зыбкости восприятия и глубинных страхов человека. Точное письмо, почти фотографическая детализация сочетаются с фантастическим сюжетом — фирменный стиль Дали, ставший символом сюрреализма.
Орфисты
Орфизм — одно из самых поэтичных направлений абстракционизма, появившееся во Франции в начале XX века. Этот стиль стал мостом между кубизмом и чистой абстракцией, добавив в геометрическую строгость живую энергию цвета и ритм. Термин «орфизм» был предложен поэтом Гийомом Аполлинером — по аналогии с мифическим Орфеем, чьё искусство было проникнуто музыкой и гармонией. Идея заключалась в том, чтобы сделать цвет основным выразительным элементом, подобно звукам в музыке.

В орфизме формы теряют предметность, превращаясь в динамичные цветовые круги, волны и спирали, передающие ощущение движения, света и времени. Это искусство, которое не изображает — оно звучит, поёт, вибрирует.

Один из ярких представителей этого направления — Робер Делоне, и его картина «Португалка» (1916) — живое тому подтверждение. На первый взгляд, она сохраняет черты фигуративного искусства: в центре — женский образ. Но при этом фигура растворяется в вихре ярких цветовых пятен и пересекающихся плоскостей, что создаёт ощущение непрерывного движения. Это не просто портрет, а попытка выразить эмоциональное состояние через свет, цвет и ритм, почти как музыкальную композицию.

Известные художники-авангардисты

Авангардисты ставили перед собой задачу по выработке нового пути и художественного языка, стиля, ни в чем не походящего на уже существующие. Выполнение поставленной задачи взяли на себя:

  • Василий Кандинский;

  • Юрий Злотников;

  • Марсель Дюшан;

  • Марк Шагал;

  • Пабло Пикассо;

  • Михаил Ларионов;

  • Казимир Малевич;

  • Сальвадор Дали;

  • Ричард Принс.

Работы известных авангардистов оцениваются в десятки миллионов долларов, приобрести хоть одну в коллекцию мечтают все ведущие коллекционеры мира.

Интересный факт! Малевич считал, что беспредметность можно сравнить с молоком без бутылки. Вкус молока не зависит от формы сосуда, красота картины — от наличия на ней изображения предмета.

Особенности авангардизма

Авангардизму свойственны следующие черты:
экспериментальность;
неприятие всего консервативного и обывательского;
В архитектуре авангард развивается в направлении модернизма, конструктивизма и рационализма. Ярче всего проявляется в архитектуре молодого советского государства. Архитекторы используют новейшие материалы, экспериментируют со стилями, создают городскую среду, соответствующую потребностями индустриального общества.

Яркими представителями авангарда в литературе являются Франц Кафка («Замок», «Процесс»), Марсель Пруст («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойс («Улисс»), В. Маяковский. Основы заложены Ф. Маринетти в произведении «Красный сахар».

В театре авангардизм проявился в виде появления режиссерского театра, в котором ведущая роль отводилась не режиссеру, а сценографу, ставящему сцены.
1
2
3
протест против классических направлений в искусстве;
отказ от четкого изображения реальности;
5
4
создание новых форм и методов выражения;
стирание границ между традиционными разновидностями искусства.
6
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Авангардисты — революционеры в искусстве, художники, архитекторы, литераторы и театралы, не желающие подчиняться старым устоям, ищущие собственные пути. Зародившись в начале прошлого века, авангардизм оказывает значительное влияние на современное искусство. В частности, работы современного русского авангардиста Сергея Чеснокова-Ладыженского выставляются в Третьяковской галерее. Посмотреть полотна других авангардистов можно на выставках: “Матисс.Пикассо” и “Сальвадор Дали.Король сюрреализма” в Artplay Media. Изображения выводятся на стены, пол, потолок комнаты, что позволяет погрузиться в картины, увидеть мельчайшие детали, почувствовать настроение художников.
«Больше фактов об Авангардизме —
на выставках в Artplay Media
Made on
Tilda