Исторический контекст: как Европа проснулась после Средневековья
В европейской истории XV век стал столетием, буквально перевернувшим мир после долгого сна Средневековья. Его основные события:
С другой стороны, Европу сотрясали бесконечные феодальные конфликты - Война Роз в Англии, Гуситские войны в Германии, отголоски Столетней войны во Франции. Другое дело - Италия. Ее города-коммуны усилили свои позиции за счет торговли, ремесел и банковского дела. К началу этой эпохи в итальянских городах не было абсолютной власти феодалов, были даже приняты законодательные акты, провозглашавшие равноправие граждан - в противовес жестким сословным ограничениям прошлого. Банкиры и купцы стремились роскошью затмить родовитую аристократию.
И все это создало предпосылки для того, что именно в этой стране начала развиваться художественная культура нового типа. Она основывалась на достижениях античности, художники и скульпторы старались возродить великолепие Древнего Рима.
Влияние античности и гуманизм
Характерная черта эпохи Возрождения - изменившееся мировоззрение. Оно отличалось от средневекового не только светскостью. Для Ренессанса характерны:
изобретение книгопечатания, которое ознаменовалось повышением интереса к образованию, изучению окружающего мира;
бурное развитие торговли и ремесел;
появление переводов трудов древнегреческих мыслителей.
античное влияние на искусство, культуру и философию;
Философия гуманизма, возобладавшая в эпоху Ренессанса, базировалась на идеях древнегреческих мыслителей. Философы-гуманисты считали, что человек - это всегда личность, что он обладает способностью к логическому мышлению, значит, может менять мир к лучшему. А это занятие более достойное, чем постоянная подготовка к загробной жизни.
Такая философия носила светский характер и заставляла людей искусства искать новые смыслы. Но церковь в то время все еще оставалась богатым заказчиком, и многие художники писали картины на религиозные сюжеты.
Итальянский Ренессанс - сердце движения
На фоне феодальных войн Италия с ее экономически самостоятельными городами могла похвастаться относительной стабильностью. Жизнь в этих городах привлекала многих предприимчивых людей. Итальянские правители, аристократы, финансисты и купцы часто становились меценатами. Они стремились окружить себя образованными людьми, учеными, многие из которых делали карьеру при итальянских дворах. Пышным дворам нужны были и художники, которые теперь писали картины и фрески не только на религиозные, но и на светские темы. Вместо показного благочестия, характерного для Средних веков — утверждение права на радости земной жизни, которые могут дать человеку богатство и власть.
Культура эпохи Возрождения ставила в центр мироздания человека, его личность, свободу творить собственную судьбу. И у этой философской концепции было и практическое измерение. Идеалом стала гармония, человека должны были окружать прекрасные вещи. И художники Возрождения создавали не только картины, но и эскизы костюмов для придворных праздников, декораций для представлений, триумфальных сооружений.
Началом новой эпохи в искусстве становятся работы Джотто ди Бондоне, художника из Флоренции, который даже классические религиозные сюжеты изображал как реально происходившие события. Фигуры персонажей приобретают объем, их позы становятся более естественными. Здесь же, во Флоренции строится знаменитый собор, Джотто был автором проекта его колокольни. Из Флоренции идеи Ренессанса начинают распространяться в другие города Италии.
антропоцентризм и гуманизм, то есть человек является центром мироздания, акцент делается на его индивидуальности и рациональности.
интерес к наследию Древнего Рима и Греции;