пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

эпоха возрождения: влияние на искусство, науку и культуру

Из нашей статьи вы узнаете о ключевых чертах, идеях и мастерах искусства Возрождения, а также о том, как эта эпоха продолжает влиять на современную культуру
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») называют период в европейской истории, который длился с XIV по XVI столетие и характеризовался возрождением интереса к античной философии и литературе, к искусству Древней Греции и Рима. Эпоха Возрождения часто ассоциируется с Италией, поскольку именно во Флоренции и Венеции художники начали изучать прошлое для постижения настоящего. Но этот период длился достаточно долго (поэтому принято выделять раннее и Высокое Возрождение), а новые идеи распространялись по всей Европе, создавая направления со своими уникальными чертами. В этой статье мы расскажем о том, как Высокое Возрождение повлияло на искусство, культуру и науку.
содержание
апрель 28, 2025
эпоха возрождения

Исторический контекст: как Европа проснулась после Средневековья

В европейской истории XV век стал столетием, буквально перевернувшим мир после долгого сна Средневековья. Его основные события:
С другой стороны, Европу сотрясали бесконечные феодальные конфликты - Война Роз в Англии, Гуситские войны в Германии, отголоски Столетней войны во Франции. Другое дело - Италия. Ее города-коммуны усилили свои позиции за счет торговли, ремесел и банковского дела. К началу этой эпохи в итальянских городах не было абсолютной власти феодалов, были даже приняты законодательные акты, провозглашавшие равноправие граждан - в противовес жестким сословным ограничениям прошлого. Банкиры и купцы стремились роскошью затмить родовитую аристократию.
И все это создало предпосылки для того, что именно в этой стране начала развиваться художественная культура нового типа. Она основывалась на достижениях античности, художники и скульпторы старались возродить великолепие Древнего Рима.

Влияние античности и гуманизм

Характерная черта эпохи Возрождения - изменившееся мировоззрение. Оно отличалось от средневекового не только светскостью. Для Ренессанса характерны:
5
изобретение книгопечатания, которое ознаменовалось повышением интереса к образованию, изучению окружающего мира;
4
бурное развитие торговли и ремесел;
3
2
1
усиление роли городов;
открытие Америки;
появление переводов трудов древнегреческих мыслителей.
античное влияние на искусство, культуру и философию;
Философия гуманизма, возобладавшая в эпоху Ренессанса, базировалась на идеях древнегреческих мыслителей. Философы-гуманисты считали, что человек - это всегда личность, что он обладает способностью к логическому мышлению, значит, может менять мир к лучшему. А это занятие более достойное, чем постоянная подготовка к загробной жизни.

Такая философия носила светский характер и заставляла людей искусства искать новые смыслы. Но церковь в то время все еще оставалась богатым заказчиком, и многие художники писали картины на религиозные сюжеты.

Итальянский Ренессанс - сердце движения

На фоне феодальных войн Италия с ее экономически самостоятельными городами могла похвастаться относительной стабильностью. Жизнь в этих городах привлекала многих предприимчивых людей. Итальянские правители, аристократы, финансисты и купцы часто становились меценатами. Они стремились окружить себя образованными людьми, учеными, многие из которых делали карьеру при итальянских дворах. Пышным дворам нужны были и художники, которые теперь писали картины и фрески не только на религиозные, но и на светские темы. Вместо показного благочестия, характерного для Средних веков — утверждение права на радости земной жизни, которые могут дать человеку богатство и власть.

Культура эпохи Возрождения ставила в центр мироздания человека, его личность, свободу творить собственную судьбу. И у этой философской концепции было и практическое измерение. Идеалом стала гармония, человека должны были окружать прекрасные вещи. И художники Возрождения создавали не только картины, но и эскизы костюмов для придворных праздников, декораций для представлений, триумфальных сооружений.

Началом новой эпохи в искусстве становятся работы Джотто ди Бондоне, художника из Флоренции, который даже классические религиозные сюжеты изображал как реально происходившие события. Фигуры персонажей приобретают объем, их позы становятся более естественными. Здесь же, во Флоренции строится знаменитый собор, Джотто был автором проекта его колокольни. Из Флоренции идеи Ренессанса начинают распространяться в другие города Италии.
антропоцентризм и гуманизм, то есть человек является центром мироздания, акцент делается на его индивидуальности и рациональности.
1
2
3
интерес к наследию Древнего Рима и Греции;

Искусство эпохи Возрождения: мастера и их шедевры

Художники эпохи Возрождения были новаторами. В своей живописи они использовали достижения современной им науки.
Один из трех наиболее влиятельных представителей Высокого Возрождения — Рафаэль Санти (1483 – 1520). Он учился живописи у своего отца, позже — в мастерской художника Пьетро Перуджино. Самая известная работа Рафаэля — росписи папских апартаментов в Ватикане. И хотя чаще всего художник ассоциируется с изображениями Мадонн, не стоит забывать и о других его произведениях, например, картине «Крестный путь». Это очень эмоциональное и выразительное полотно, с идеально уравновешенной композицией. Картина, с которой связана интересная легенда, выглядит очень реалистичной. Полотно было заказано одним монастырем из Палермо и должно было быть перевезено из Рима по морю. Корабль, который вез картину, утонул, но само полотно чудесным образом сохранилось, поскольку было помещено в футляр.
Рафаэль Санти
Тициан Вечеллио
Еще один известный мастер Возрождения — Тициан Вечеллио (точная дата рождения неизвестна, ориентировочно годы жизни 1488/1490 – 1576). Он всю жизнь прожил в Венеции, прославился изысканным колоритом полотен и сложными композициями. Его манера повлияла на творчество многих итальянских и европейских художников. Одно из самых известных произведений — картина «Венера Урбинская». Она была заказана герцогом Урбинским, в честь титула которого и получила свое название. На полотне нет символов, которые позволили бы соотнести обнаженную женщину с Венерой, за исключением небольшого букета цветов в руках красавицы.
Сандро Боттичелли (1455 –1510) начинал как ювелир, но в итоге стал одним из самых влиятельных художников Ренессанса, которому покровительствовала самая влиятельная семья Италии — дом Медичи. Одна из самых известных работ — картина «Весна», вдохновленная античной поэзией Овидия и Сенеки. Это выделяло ее на общем фоне, поскольку в те времена для картин использовали цельные мифологические сюжеты, а здесь персонажи взяты из различных историй. Это полотно — воплощение ренессансной аллегории, отражающей идеалы любви, брака и плодородия. Святость брака подчеркивает куст мирта как символ нерушимости уз. Повязка на глазах Амура символизирует слепоту влюбленных и т. д.
Сандро Боттичелли
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) и сегодня считается одним из наиболее выдающихся художников и скульпторов Ренессанса, а современники называли его Божественным. Он учился у Гирландайо, ему покровительствовала семья Медичи. Интересно, что подпись Микеланджело стоит только на одной его скульптурной работе. Это Пьета, мраморное надгробие кардинала, изображающая одну из семи скорбей Девы Марии. Заказчик указал в контракте, что это должна быть самая красивая статуя в Риме, и Микеланджело превзошел сам себя, создав ее из цельного куска каррарского мрамора.
Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) — один из самых известных художников всех времен, универсальный гений Возрождения. Он был не только художником и скульптором, но и архитектором, инженером и изобретателем, опередившим свое время. Великий художник учился в мастерской Андреа дель Верроккьо, затем работал в Милане, Риме и Флоренции, позже переехал во Францию, где его покровителем стал известный меценат, король Франциск I.

Самое известное произведение Леонардо (и, возможно, самая тиражируемая картина в мировой живописи) — это «Мона Лиза», или «Джоконда», написанная в промежутке между 1503 и 1519 годами. Женщина на портрете улыбается, и из-за слегка прищуренных глаз и почти незаметного движения уголков рта эта улыбка кажется загадочной. При написании картины использовались новые для того времени приемы, например, технология масляной живописи, позаимствованная из Нидерландов, обеспечила мягкие переходы между тонами. Кроме того, Леонардо использовал созданную им самим технику «сфумато» (дымки).
Леонардо да Винчи

возрождение в живописи

различные визуальные эффекты — энергичные мазки хорошо передают блики, трепетание листьев, рябь на воде;
4
внимание к деталям;
3
2
1
появление перспективы и прописанного фона, который становится самостоятельным элементом (по сравнению с золотистым задником, свойственным многим религиозным картинам Средневековья);
реализм, в том числе анатомически точные пропорции, естественные позы персонажей;
Характерные черты живописи Ренессанса

Живопись эпохи Возрождения — это:
Если для творцов эпохи Средневековья особой притягательной силой обладало небо, то Ренессанс предлагал другие приемы — линию горизонта, ландшафты, подчеркивающие настроение картины. И всего этого можно было добиться путем использования перспективы. Она создавала окно, через которое можно было смотреть в окружающее пространство.

Образы и символы: скрытые смыслы

Одна из характерных черт Ренессанса — многозначность трактовки образов и символов. Живопись эпохи Возрождения широко использовала мифологические сюжеты — их нужно знать для того, чтобы научиться «читать» картины. Но в дополнение к основным классическим образам могли использоваться новые аллегории. Собственно, само понятие аллегории как визуальной метафоры, которая отражает скрытые смыслы, стало популярным именно в эпоху Ренессанса.

Причем аллегории должны были быть такими, чтобы зритель легко мог их понять. Так, святых изображали с их атрибутами: Святого Себастьяна — со стрелами, Святого Петра — с ключами. Постепенно аллегории стали использоваться для идей, которые нельзя изобразить на полотне буквально, например, для каких-то скрытых эмоций.

Появились символы, которые большинством зрителей читались одинаково. Например, собака на картине, задуманной в качестве свадебного подарка, символизировала преданность. Розы представляли собой символы красоты, страсти, желания и т.д.

роль науки и технологий на эпоху возрождения

технология масляной живописи;
4
5
изобретения, которые позволили отливать бронзовые скульптуры по предварительно созданной восковой модели.
изобретение свинцовых карандашей;
3
2
1
новые знания об анатомии человеческого тела;
недавно открытые или переосмысленные математические законы, в том числе линейной перспективы;
Идея эпохи Возрождения во многом состояла в возвращении к античным идеалам. Но это не означало, что античность воспринималась как догма, а художники отказывались от развития.
На искусство оказали большое влияние:
Все это сделало искусство реалистичным впервые со времен античности. Использование масляных красок позволило Леонардо создать технику «сфумато» вместо популярных прежде тональных контрастов. Эта техника предполагала мягкие, почти незаметные переходы от темного к светлому, без четких границ и линий.

Линейная перспектива, позволявшая убедительно изобразить трехмерный предмет на плоскости, не была новым изобретением. Рассуждения о ней встречаются уже у античных авторов. Однако в Средние века многие художники отказывались от нее сознательно, поскольку считалось, что искусство должно передавать идеи, а не просто копировать реальность. Ренессанс же сменил этот подход на реалистичную манеру.

Изобретение печатного станка, переводы трудов древнегреческих и римских мыслителей и поэтов вернули интерес к мифологическим сюжетам в живописи, которые теперь преподносились с точки зрения морали и поучительности.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Работы мастеров Ренессанса находятся в лучших музеях мира. И если пока не получается отправиться в кругосветное турне, можно посетить тематическую выставку Artplay Media, на которой картины великих мастеров, например, “Леонардо да Винчи.Тайна гения”, с помощью современных технологий проецируют на пол, потолок и стены, создавая эффект присутствия.
Ренессанс — это эпоха, без которой не было бы современного искусства. Чтобы понять ее, нужно ближе познакомиться с работами художников. Приобретайте билеты на нашу выставку, чтобы почувствовать магию работ старых мастеров, рассмотреть их в мельчайших деталях.

«Больше фактов о Ренессансе —
на выставке Artplay Media «Леонардо Да Винчи Тайна гения»
Made on
Tilda