logo

Страсти по Фрейду | Центр цифрового искусства Artplay Media

мультимедийная выставка

Страсти
по Фрейду

мультимедийная выставка 18+
с 5 июля 2022
Loading...

Выставка «Страсти по Фрейду» – это первый проект компании Artplay Media, который посвящен не отдельным художникам, а теме – телесности и сексуальности. Выставка рассказывает о тех высоких чувствах и низких желаниях, которые присущи каждому человеку и показывает историю насилия и влечения через призму человеческого тела.

Проект исследует работы художников с помощью психоанализа, как это сделал Зигмунд Фрейд в своей работе «Художник и фантазирование». Эта история созвучна всем, кто влюбляется и расстается, кто проверяет на прочность свои отношения и пытается найти границы своей сексуальности.

На этот раз создатели выставки не ограничились одним лишь переосмыслением работ старых мастеров. Специально для выставки были отсняты видео с участием контрмодельного агентства Lumpen, пропагандирующего неклассическую для индустрии модельную внешность. Эти видео станут частью мультимедийного контента. А в аванзале можно увидеть фотовыставку Валерия Латыпова, рефлексирующую на тему телесности с участием тех же моделей. 

В проекте «Страсти по Фрейду» нашлось место и современной российской литературе. В мультимедиа зале зрители услышат закадровый голос, состоящий из отрывков различных произведений Игоря Яркевича. Текст читает актер Театра Наций Владимир Еремин. Именно его голосом говорит Аль Пачино во всех фильмах, дублированных на русский. 

Мнение критики о Яркевиче колеблется по всему диапазону— от «живого классика» до «самого страшного и скандального писателя» в современной литературе. В 2011 году писатель стал лауреатом премии «Нонконформизм» (с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка»).

Выставка разделена на 7 новелл, каждая из которых исследует тему телесности по-своему.

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фрейд об искусстве

Несмотря на то, что сам Зигмунд Фрейд называл себя дилетантом в искусстве, исследованию этой темы он посвятил целую книгу – «Художник и фантазирование». Художественное произведение для Фрейда — прежде всего проявление бессознательного. Он пишет: «Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту. (...) Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника».

Интересны взгляды Фрейда на личность художника: художник отличается от обыкновенного человека силой внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену неудовлетворенным желаниям. По Фрейду художник — это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к безумию. Однако, по мнению Фрейда, если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бессознательный гений

Важна ли личность художника и образ его жизни для понимания его работ? Рассмотрим на конкретных примерах. Микеланджело Буонарроти не скрывал своей тяги к юношам, и его лирика — сплошная платоническая гомоэротика. Леонардо да Винчи биографы обвиняли в сексуальных связях с учениками, и его картины «Вакх» и «Иоанн Креститель», прославляющие красоту молодого мужского тела, не оставляют сомнений в ориентации художника. Чуть позже появляется и лесбийский сюжет — например, популярная история Овидия о Юпитере, принявшем облик Дианы, чтобы соблазнить нимфу Каллисто, на полотне Рубенса.

Что касается Микеланджело да Караваджо, то основную часть сведений о его жизни исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных убийства. Обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – очень много. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой».

Наш современник, живший в 20 веке художник Эгон Шиле, считается весьма противоречивой фигурой в истории искусства из-за почти порнографических рисунков. На заре своей творческой карьеры Шиле был арестован по обвинению в совращении несовершеннолетней – речь шла о его модели, любовнице и бывшей куртизанке Валери Нойзель. Шиле жил в Вене в эпоху зарождения фрейдизма, когда в обществе впервые заговорили о важности сексуальности человека. Художник начал исследовать эту тему, создавая автопортреты. Ранее в мире искусства ню и автопортрет были разными жанрами. Шиле решил их объединить.

Вот что пишет о Шиле историк искусства Аркадий Ипполитов: «Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я. В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".

Список художников, представленных на выставке:
Эгон Шиле, Петр Пауль Рубенс, Микеланджело Меризи да Караваджо, Густав Климт, Сандро Боттичелли, Лукас Кранах, Адольф и Вильям Бурго.

купить билет
мультимедийная выставка18+
с 5 июля 2022

Cinema360 — это тотальная мультимедийная инсталляция, погружающая зрителя в чувственный мир образов, созданных великими художниками. Изображение проецируется не только на экраны, но и на пол. Общая площадь проекции составляет около 1200 кв.м.

выставки

измените
представление
о посещении
музеев

купить билет