Проект исследует работы художников с помощью психоанализа, как это сделал Зигмунд Фрейд в своей работе «Художник и фантазирование». Эта история созвучна всем, кто влюбляется и расстается, кто проверяет на прочность свои отношения и пытается найти границы своей сексуальности.
На этот раз создатели выставки не ограничились одним лишь переосмыслением работ старых мастеров. Специально для выставки были отсняты видео с участием контрмодельного агентства Lumpen, пропагандирующего неклассическую для индустрии модельную внешность. Эти видео станут частью мультимедийного контента. А в аванзале можно увидеть фотовыставку Валерия Латыпова, рефлексирующую на тему телесности с участием тех же моделей.
Мнение критики о Яркевиче колеблется по всему диапазону— от «живого классика» до «самого страшного и скандального писателя» в современной литературе. В 2011 году писатель стал лауреатом премии «Нонконформизм» (с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка»).
Выставка разделена на 7 новелл, каждая из которых исследует тему телесности по-своему.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фрейд об искусстве
Интересны взгляды Фрейда на личность художника: художник отличается от обыкновенного человека силой внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену неудовлетворенным желаниям. По Фрейду художник — это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к безумию. Однако, по мнению Фрейда, если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бессознательный гений
Важна ли личность художника и образ его жизни для понимания его работ? Рассмотрим на конкретных примерах. Микеланджело Буонарроти не скрывал своей тяги к юношам, и его лирика — сплошная платоническая гомоэротика. Леонардо да Винчи биографы обвиняли в сексуальных связях с учениками, и его картины «Вакх» и «Иоанн Креститель», прославляющие красоту молодого мужского тела, не оставляют сомнений в ориентации художника. Чуть позже появляется и лесбийский сюжет — например, популярная история Овидия о Юпитере, принявшем облик Дианы, чтобы соблазнить нимфу Каллисто, на полотне Рубенса.
Что касается Микеланджело да Караваджо, то основную часть сведений о его жизни исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных убийства. Обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – очень много. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой».
Наш современник, живший в 20 веке художник Эгон Шиле, считается весьма противоречивой фигурой в истории искусства из-за почти порнографических рисунков. На заре своей творческой карьеры Шиле был арестован по обвинению в совращении несовершеннолетней – речь шла о его модели, любовнице и бывшей куртизанке Валери Нойзель. Шиле жил в Вене в эпоху зарождения фрейдизма, когда в обществе впервые заговорили о важности сексуальности человека. Художник начал исследовать эту тему, создавая автопортреты. Ранее в мире искусства ню и автопортрет были разными жанрами. Шиле решил их объединить.
Вот что пишет о Шиле историк искусства Аркадий Ипполитов: «Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я. В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".
Список художников, представленных на выставке:
Эгон Шиле, Петр Пауль Рубенс, Микеланджело Меризи да Караваджо, Густав Климт, Сандро Боттичелли, Лукас Кранах, Адольф и Вильям Бурго.
Cinema360 — это тотальная мультимедийная инсталляция, погружающая зрителя в чувственный мир образов, созданных великими художниками. Изображение проецируется не только на экраны, но и на пол. Общая площадь проекции составляет около 1200 кв.м.