пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

питер брейгель: творчество мастера Нидерландского Возрождения

Узнайте о жизни и творчестве Питера Брейгеля Старшего - великого художника эпохи Возрождения, который изменил представление о живописи и стал основоположником нидерландского пейзажа.
Питер Брейгель старший (а полное имя звучит как Pieter Bruegel de Oude) — один из самых ярких представителей Северного Возрождения. Этот фламандский художник никогда в своих картинах не обращался к «высокой» тематике итальянского Ренессанса.

Ему были чужды античные божества и популярные мифологические сюжеты, хотя библейские мотивы в его творчестве не редкость. Не писал Питер Брейгель и портреты аристократических заказчиков. Зато на его картинах — сцены из жизни голландских простолюдинов. Именно поэтому художник заслужил прозвище Брейгель Мужицкий. В этой статье мы расскажем о том, почему картины этого мастера, которого также прозвали «Питер-Шутник», вошли в сокровищницу мировой живописи.
содержание
февраль 26, 2025
питер брейгель старший

питер брейгель старший: биография

О ранних годах жизни Питера Брейгеля почти ничего не известно. Не установлена даже точная дата рождения: можно предположить, что Питер родился между 1525 и 1530 годами. Одни биографы считают, что это произошло в деревушке Брейгель, другие называют город Бреда.
Первое письменное упоминание о Питере Брейгеле относится к 1551 году, тогда он стал мастером Гильдии Св. Луки в Антверпене. Большинство художников становились мастерами в возрасте от 21 до 26 лет, что и позволило предположить дату рождения Питера.

Считается, что в Антверпен Питер Брейгель приехал в середине 1540-х годов, более точная дата неизвестна. В те времена Антверпен был крупным финансовым и экономическим центром Европы. Его развитию способствовала торговля, через город перевозили как пряности и шелк с Востока, так и английскую шерсть, зерно с Балтики и другие товары. При населении около 89 тысяч человек здесь работало около 360 художников (по данным 1560-х годов). Брейгель поступил в обучение к Питеру Куку ван Альсту (Альстосу), который был придворным живописцем императора Карла V, он продолжал работать в его мастерской до смерти учителя в 1550 году. А уже после того, как Брейгель был принят в антверпенскую Гильдию живописцев Святого Луки, он начал сотрудничество с известным гравером и издателем Иеронимом Коком, где создавал рисунки для гравюр, включая работы, вдохновленные Иеронимом Босхом.

Произведения Босха настолько поразили Брейгеля, что он создал собственные вариации на тему картин своего духовного учителя. Творчество Босха повлияло и на выбор тематики картин Брейгеля (хотя у Босха бытовые мотивы все равно еще связаны со Священным писанием), и на склонность к фантасмагориям и грубоватой насмешке.

основные этапы творческого пути

Иероним Босх и Питер Брейгель — художники Возрождения, но жили и работали они в различных условиях. Иероним Босх умер до начала Реформации, а всю жизнь он прожил в процветающей и спокойной стране. Творчество Брейгеля пришлось на очень тяжелые годы для Нидерландов, когда герцог Альба попытался утвердить в протестантской стране католическое правление, что в итоге привело к восьмидесятилетней войне и распаду государства на Бельгию и Голландию.
Мы не знаем, как относился к этим событиям Питер Брейгель. О нем вообще известно очень мало. Мы знаем, что судьба отмерила ему всего семнадцать лет активного творчества, и не все работы художника дошли до наших дней.

Помимо записи о приеме в Гильдию Св. Луки, есть записи о путешествии художника в Италию, об учебе в мастерской Кука ван Альста, а также о бракосочетании Питера с Мейкен Кук, дочерью его учителя.

Путешествие в Италию

В эпоху Возрождения художники часто совершали путешествия для знакомства с другими традициями. Часто это были своего рода командировки, в которые они отправлялись на средства коммерсантов. Например, учитель Брейгеля Питер Кук ван Альст в свое время побывал в Стамбуле, где по заданию владельца ковровой мануфактуры изучал ковроткачество. Учеба у такого художника, успевшего повидать мир, подготовила Брейгеля к восприятию итальянского искусства.

Художник отправился в путешествие в 1551 году. Записей об этом не сохранилось, но из поездки он привез наброски, рисунки и картины, в том числе с итальянскими пейзажами. В 1553 году Брейгель побывал в Риме, где наблюдал за строительством собора Святого Петра. Художник смог познакомиться работами Микеланджело, Рафаэля, других известных мастеров, но в целом итальянский ренессансный стиль, которому подражали многие антверпенские живописцы, практически не повлиял на творчество Брейгеля. Все увиденное художник переводил в собственную систему координат.

После возвращения из Италии Брейгель много работал над гравюрами, в частности для издательского дома «На четырех ветрах». Например, для него была создана серия гравюр «Большие рыбы поедают малых». Однако издатель не стеснялся ставить под ними подпись более именитого художника — Иеронима Босха. Гравюры, созданные по рисункам Брейгеля, предназначались для покупателей из народа. Парадоксально, но как раз сцены из народной жизни были рассчитаны на богатых покупателей и коллекционеров.

крестьянская жизнь в творчестве брейгеля

Художник, вопреки распространенному заблуждению, никогда не замыкался в рамках одной темы. И его крестьянская живопись — яркое тому подтверждение. Сначала он создал цикл «Двенадцать месяцев» (в других источниках — «Времена года»), который рассказывает о жизни крестьянина с точки зрения его подчиненности по отношению к природе. Достаточно взглянуть на картину «Жатва», чтобы увидеть, что она прославляет лето и хлеб, и уже потом — крестьянский труд. Затем художник пишет целую серию картин, которая показывает сельскую жизнь с точки зрения обывателя, то есть зритель не просто наблюдает за происходящим, но буквально оказывается в центре события. Пример такой картины — «Крестьянская свадьба».
Вообще, из сорока пяти картин художника (сюда входят и полотна, которые традиционно ему приписывают) более тридцати посвящено изображению деревни и ее жителей — крестьян и ремесленников. Можно предположить, что художник изображает крестьян нарочито грубоватыми и безликими фигурами, но это не так. Он действительно сознательно скрывал лица, но при этом фигурки не выглядят полностью лишенными индивидуальности. Они приковывают взгляды и запоминаются.

позднее творчество брейгеля

Для раннего Брейгеля характерно использование в пейзаже маленьких фигурок людей. Например, на картине «Игры детей» исследователи насчитали не менее 230 фигур (а некоторые даже 250). В более позднем периоде Брейгель стал писать крупные фигуры, как на картинах «Разоритель гнезд» и «Мизантроп». К сожалению, художник не оставил дневников, которые могли бы рассказать, почему произошел этот переход. Также остается неясным, что заставило его написать такую мрачную работу, как «Триумф смерти», еще до того, как войска герцога Альбы вошли в Брюссель.
В дальнейшем художник обращался также к религиозной тематике. И хотя эти картины в основе также имеют классические библейские истории, они на самом деле рассказывают о том, с чем столкнулись современники Брейгеля. Например, и в «Избиении младенцев» мы видим не столько иудейский Вифлеем, сколько Нидерланды, и в «Несении креста» туники римских легионеров похожи на одежду испанских солдат.

Художник умер в сравнительно молодом возрасте, и неизвестно, в каком направлении он творил бы дальше, если бы прожил дольше. Его последняя работа — «Сорока на виселице». Некоторые исследователи считают, что так Брейгель хотел передать судьбу сплетниц (в частности, некоей служанки, с которой у него, по слухам, был роман). Другие предполагают, что речь идет не о сплетниках, а о доносчиках. Но, несмотря на мрачную тему, картина дает определенную надежду. Даже мрачная тень виселицы не может остановить праздник и скрыть красоту и краски окружающего мира.

Известные картины Питера Брейгеля старшего

Питер Брейгель Старший – один из самых ярких и самобытных художников Северного Возрождения. Его работы поражают вниманием к деталям, глубиной смыслов и удивительным сочетанием реализма и аллегории. В своих картинах он запечатлел сцены крестьянской жизни, библейские сюжеты и философские размышления о природе человека. Многие его произведения стали настоящими шедеврами мирового искусства, признанными и изучаемыми по сей день.

Рассмотрим самые известные работы великого мастера.
Картина относится к циклу «Времена года» (точное количество произведений в нем неизвестно, но всего сохранилось пять работ). Цикл был заказан преуспевающим финансистом Николасом Йонгелинком. Предполагалось, что картины украсят его новый дом, но Йогелинк также рассматривал их как объект инвестиций. До этого он уже купил у художника его знаменитую «Вавилонскую башню».

Интересно, что «Охотники на снегу» — картина почти без теней, заснеженный вид словно бы находится на ярком свету. На переднем плане мы видим охотников, а за ними — зимний пейзаж с мелкими фигурками людей, которые предаются обычным зимним занятиям, например, катанию на коньках. Интересно, что даже мелкие фигурки выписаны так, чтобы и по мере удаления от картины не терялась четкость. Для многих художников той эпохи красота природы ассоциировалась с летом. Брейгель был первым, кто рискнул передать холодную красоту зимы.
«Охотники на снегу» (1565)
Картина была создана в сравнительно мирные времена. Формально ее основой является популярный средневековый сюжет танца смерти — фрески на подобную тематику Брейгель мог видеть в Италии. В определенном смысле полотно также напоминает об эпидемии чумы, описанной в «Декамероне», и эту идею Брейгель также мог привезти из Италии. Однако исследователи считали, что на эту картину повлияли общественные ожидания, характерные для Нидерландов середины XVI века, то есть накануне Нидерландской революции, когда для истребления протестантов войска герцога Альбы прошли через всю страну, оставив после себя костры и горы трупов.

В биографии Брейгеля не говорится, был ли он католиком или протестантом. Сама картина «Триумф смерти» — это масштабное полотно, изображающее апокалиптические ужасы. Здесь количество фигур подсчитать не удастся, поскольку вся картина представляет собой нагромождение групп, состоящих из множества персонажей. Связаны они все темой смерти, которая может настигнуть людей и в масштабной битве, и в поединке один на один, и во время трапезы, и на любовном свидании.

Все детали полотна говорят о том, что смерть неизбежна. Ландшафт здесь напоминает выжженную пустыню с пожелтевшей и высохшей травой. Из-за холмов видны языки огня, напоминающего об адском пламени.
«Триумф смерти» (1562)
Эта картина была создана в очень трудный для Нидерландов год, когда в Брюссель вошла армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить всех еретиков. Неизвестно, хотел ли автор этой картиной сказать, что жизнь продолжается, несмотря на религиозные и политические репрессии. Определенные приметы времени он для нее использовал. Например, несмотря на ощущение многолюдности, на картине в зале изображено всего 20 человек — это следствие королевского эдикта, которым регламентировалось даже количеством гостей на крестьянской свадьбе. Тем не менее картина хорошо передает ощущение праздника.

Свадьбу празднуют в просторном сарае, украшенном по этому поводу. Угощение разносят на двери, снятой с петель. Еда — самая простая, как и одежда гостей. С обычаями крестьянских свадеб Брейгель был хорошо знаком. В биографии, написанной Карелом ван Мандером, рассказывается, что художник часто сам появлялся на свадьбах переодетым в крестьянина, выдавал себя за родственника жениха и невесты, дарил подарки. И во время праздника наблюдал за крестьянскими обычаями, чтобы потом передать их на полотне.

Любопытно, что зрители могут сразу найти на полотне невесту и ее родителей. Однако непонятно, кто из присутствующих — жених. Искусствоведы высказывали различные предположения, но точных указаний на него нет. Зато в поиске жениха зритель сумеет хорошо рассмотреть всех людей, изображенных на полотне.
«Крестьянская свадьба» (1568)

Наследие Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель стал родоначальником целой династии. У него было двое сыновей — Питер и Ян, а также дочь Мария. Вряд ли они помнили своего отца, потому что на момент его смерти старшему сыну исполнилось всего пять лет, а младшему — лишь год. Скорее всего, живописи их обучала мать, Майкен Кук, а после ее смерти — бабушка, которая также была хорошей художницей.

Питер Брейгель младший по прозвищу Адский прославился талантливыми копиями картин своего отца. Его работы также представлены во многих музеях мира. Младший сын, Ян, получил прозвище «Бархатный» за более мягкую по сравнению с отцом и братом манеру живописи. Он в основном писал цветочные натюрморты, а также картины с мифологическими сюжетами. Ян Брейгель дружил с Рубенсом и считается, что манера Брейгеля Старшего повлияла и на этого художника, особенно в том, что касалось пейзажей. Дети Яна Брейгеля также стали художниками.

У Брейгеля были и подражатели. Например, художник Мартин ван Клеве, современник Питера, который также часто писал сцены крестьянской жизни и сельские свадьбы. Не все его работы подписаны, это вызывает дополнительные сложности при атрибутировании.

Некоторые идеи Питера Брейгеля нашли свое отражение и в работах художников, живших значительно позже. Например, это идея зеркала, которое является воплощением всевидящего ока Господа. С этим перекликается картина Рене Магритта «Освобождение», в котором разбитое зеркало как раз и символизирует свободу от наблюдения всевидящего ока. Эксперименты Брейгеля с отражательной функцией живописи получили развитие и у Диего Веласкеса (картина «Менины», написанная в 1656 году).
заключение
Северное Возрождение — один из самых интересных периодов в истории развития живописи. Трагические события, происходившие в ту эпоху, отразились на творчестве фламандских художников, и в том числе Питера Брейгеля. А чтобы лучше понять его картины и заложенный в них символизм, стоит посетить выставку, на которой, благодаря современным технологиям, вы сможете побывать практически внутри каждой картины мастера.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Жанровые картины Брейгеля в значительной степени повлияли на развитие голландской живописи в следующие сто лет. При этом в настоящее время из всего наследия художника, который также был известным графиком, авторство подтверждено только у сорока пяти картин. Большинство произведений хранится в крупных музеях Австрии, Великобритании, Германии, Испании. Наиболее впечатляющие коллекции собрали венский Музей истории искусств, а также Королевские музеи в Бельгии.

Однако для того, чтобы познакомиться с творчеством Питера Брейгеля, не обязательно отправляться в Вену или Нью-Йорк. Можно побывать на выставке, организованной Artplay Media. Вы сможете оказаться внутри картин знаменитого фламандского мастера, рассмотреть в деталях все фигуры с его полотен. Выставка «Питер Брейгель. Перевернутый мир» — это возможность посмотреть на окружающую реальность глазами самого художника. Такую возможность обеспечивают проекторы, благодаря которым масштабные изображения появляются на полу, стенах и потолке.
«Больше фактов о Брейгеле —
на выставке Artplay Media «Питер Брейгель. Перевернутый мир»
Made on
Tilda