Картина относится к циклу «Времена года» (точное количество произведений в нем неизвестно, но всего сохранилось пять работ). Цикл был заказан преуспевающим финансистом Николасом Йонгелинком. Предполагалось, что картины украсят его новый дом, но Йогелинк также рассматривал их как объект инвестиций. До этого он уже купил у художника его знаменитую «Вавилонскую башню».
Интересно, что «Охотники на снегу» — картина почти без теней, заснеженный вид словно бы находится на ярком свету. На переднем плане мы видим охотников, а за ними — зимний пейзаж с мелкими фигурками людей, которые предаются обычным зимним занятиям, например, катанию на коньках. Интересно, что даже мелкие фигурки выписаны так, чтобы и по мере удаления от картины не терялась четкость. Для многих художников той эпохи красота природы ассоциировалась с летом. Брейгель был первым, кто рискнул передать холодную красоту зимы.
«Охотники на снегу» (1565)
Картина была создана в сравнительно мирные времена. Формально ее основой является популярный средневековый сюжет танца смерти — фрески на подобную тематику Брейгель мог видеть в Италии. В определенном смысле полотно также напоминает об эпидемии чумы, описанной в «Декамероне», и эту идею Брейгель также мог привезти из Италии. Однако исследователи считали, что на эту картину повлияли общественные ожидания, характерные для Нидерландов середины XVI века, то есть накануне Нидерландской революции, когда для истребления протестантов войска герцога Альбы прошли через всю страну, оставив после себя костры и горы трупов.
В биографии Брейгеля не говорится, был ли он католиком или протестантом. Сама картина «Триумф смерти» — это масштабное полотно, изображающее апокалиптические ужасы. Здесь количество фигур подсчитать не удастся, поскольку вся картина представляет собой нагромождение групп, состоящих из множества персонажей. Связаны они все темой смерти, которая может настигнуть людей и в масштабной битве, и в поединке один на один, и во время трапезы, и на любовном свидании.
Все детали полотна говорят о том, что смерть неизбежна. Ландшафт здесь напоминает выжженную пустыню с пожелтевшей и высохшей травой. Из-за холмов видны языки огня, напоминающего об адском пламени.
Эта картина была создана в очень трудный для Нидерландов год, когда в Брюссель вошла армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить всех еретиков. Неизвестно, хотел ли автор этой картиной сказать, что жизнь продолжается, несмотря на религиозные и политические репрессии. Определенные приметы времени он для нее использовал. Например, несмотря на ощущение многолюдности, на картине в зале изображено всего 20 человек — это следствие королевского эдикта, которым регламентировалось даже количеством гостей на крестьянской свадьбе. Тем не менее картина хорошо передает ощущение праздника.
Свадьбу празднуют в просторном сарае, украшенном по этому поводу. Угощение разносят на двери, снятой с петель. Еда — самая простая, как и одежда гостей. С обычаями крестьянских свадеб Брейгель был хорошо знаком. В биографии, написанной Карелом ван Мандером, рассказывается, что художник часто сам появлялся на свадьбах переодетым в крестьянина, выдавал себя за родственника жениха и невесты, дарил подарки. И во время праздника наблюдал за крестьянскими обычаями, чтобы потом передать их на полотне.
Любопытно, что зрители могут сразу найти на полотне невесту и ее родителей. Однако непонятно, кто из присутствующих — жених. Искусствоведы высказывали различные предположения, но точных указаний на него нет. Зато в поиске жениха зритель сумеет хорошо рассмотреть всех людей, изображенных на полотне.
«Крестьянская свадьба» (1568)