пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

традиционная японская живопись: гид по японскому искусству

Узнайте все о традиционной японской живописи: ее историю, основные стили и техники, известных художников, материалы и инструменты, а также современные тенденции
Традиционная японская живопись – один из самых ярких символов Страны восходящего солнца. Она воплощает в себе тонкую романтику, благородство и изящество культуры Японии. Пройдя большой путь развития, живописное искусство ощутило заметное влияние Китая, но именно японцам удалось создать ряд неповторимых произведений искусства, отражающих самобытный взгляд японцев на окружающую действительность. О том, в каких условиях формировалась традиционная японская живопись, в чем ее особенности и почему японские живописцы до сих пор вызывают восхищение, расскажем подробно в этой статье.

содержание
январь 22, 2025
японская живопись

История развития японской живописи

Японская живопись формировалась в условиях изоляции острова. Япония, находясь далеко от материковой части Азии, стала своеобразным культурным анклавом, имеющим одновременно мощный заряд национальной самобытности и индивидуализма.
Живопись Древней Японии (до 710 г.). К ней относится период Кофун, для которого была характерна настенная живопись. До сих пор она сохранилась в могильных склепах и представляет собой геометрические узоры и примитивные образные композиции. Древняя японская живопись также представлена периодом Асука, где заметное влияние на культуру Японии имела китайская культура. В это время начинает процветать иероглифическое письмо и каллиграфия.
Период Хэйан (794 – 1185 гг.). Появляется школа Ямато-э, где основной акцент художники делали на силуэтном изображении. Зарождается книжная иллюстрация. На это время приходится создание «Повести о Гэндзи» - самого известного литературного памятника эпохи. В произведениях искусства прослеживается четкая связь между словом и изображением. Возникает «диалог» образа и слова, что является главным отличием японской живописи от европейской.
1
2
3
Период Нара (710 -194 гг.). Ведущим направлением становится храмовая живопись. Большой популярностью пользуется религиозная тематика. По-прежнему на японскую живопись оказывает большое влияние китайская культура.
4
Период Камакура (1185−1333 гг.). В это время продолжается развитие тенденций, возникших в предыдущих периодах. Появляется искусство ваяния.
5
6
7
Период Муромати (1333−1573 гг.). Это эпоха расцвета монохромной пейзажной живописи. В произведениях искусства все больше проявляется индивидуальная манера, хотя влияние китайской живописи по-прежнему велико.
Период Азучи-Момояма (1573−1603 гг.). Зарождается многоцветный стиль. В работах используется серебряная и золотая фольга. Популярностью пользуется декоративная живопись, сложные расписные композиции.
Период Эдо (1603−1868 гг.). Появляется школа Римпа. Ее главная особенность заключалась в стремлении переосмыслить классические сюжеты в декоративной манере. На это время приходится создание деревянной гравюры укие-э, прославившей Японию на весь мир. Как правило, они изображали бытовые сценки, актеров театр Кабуки, гейш, борцов сумо, пейзажи и пр. Яркими представителями эпохи стали Утагава Хиросигэ, Кацусика Хокусай.
В истории японской живописи можно выделить несколько периодов:

Влияние других культур на развитие японской живописи

На развитие японской культуры, в том числе и живописи, огромное влияние оказал Китай. Оттуда в Японию пришли каллиграфия, жанры «горы и воды», «цветы и птицы», традиция изображать пейзажи на раздвижных ширмах, «свитки с картинами», на которых делались зарисовки по мотивам народных сказаний, изображались масштабные исторические события, религиозные поучения и иллюстрации.
Вместе с китайскими мотивами в культуру Японии проникли и корейские элементы. Однако влияние Кореи на формирование японской живописи было весьма ограниченным. Оно прослеживается в декоративных мотивах, таких как волны, облака, цветы, в технике тушевой живописи и символических изображений.
С XIV в. Япония находилась под сильным влиянием буддизма. Первоначально буддийские мотивы прослеживались лишь в настенных фресках. Но постепенно буддизм стал источником появления новых сюжетов, подразумевающих под собой глубокий философский контекст. Первыми художниками-буддистами стали монахи, которые рисовали в строгой монохромной манере с минимальным изображением деталей. Впоследствии этот стиль получил название сумие-э. Художники этого направления в основном изображали леса, поля, реки.
После непростого периода изоляции (XVII - XVIII вв.) Япония открылась для влияния множества культур. Проявилось это в разнообразии сюжетов и тем. Живописцы все чаще обращались к изображению повседневных сюжетов. По-прежнему популярностью пользовалась пейзажная тематика и изображение элементов традиционной японской культуры – чайной церемонии, борьбы сумо и др.

Основные стили и техника японской живописи

Японская традиционная живопись включает в себя множество направлений и жанров. Основными из них являются:
Эмакимоно – направление в живописи, сконцентрированное на создании повествовательных свитков и появившееся в эпоху Хэйан. (794 – 1185 гг.). Как произведение искусство эмаки представляло собой горизонтальный свиток, рассказывающий об исторических событиях, религиозных притчах, жизненных историях. В качестве примера можно привести свитки «Истории Хэйкэ» и «Курода-буссо-дзюдзицу-эмаки».
Эмакимоно (эмаки)
Суми-э – направление живописи, которое подразумевало изображение монохромных образов и сюжетов с использованием туши. Суми-э зародилось в эпоху Камакура (1185-1333) и формировалось под сильным влиянием китайской культуры. Мастера, как правило, изображали животных, природу, абстрактные композиции. Отличительная черта направления суми-э – четкие выразительные линии и градации тона. Известные представители – Мурасе Мики, Хакуина Экаку и Хасэгава Тохаку.
Суми-э
Понятия ямато-э возникло в период Хэйан (794 – 1185 гг.). Стиль отличается использованием ярких цветов и декоративных элементов. Часто произведения художников носили повествовательный характер. Основные темы – мотивы литературных произведений. Ярким примером направления ямато-э является «Шестипанельная шелковая ширма Сэндзуй-бёбу».
Ямато-э
Укие-э – деревянная гравюра, возникшая в эпоху Эдо (1603−1868 гг.). На гравюрах художники изображали исторические события, портреты, сцены из жизни, пейзажи. Для создания красивых и доступных для восприятия произведений использовался прием упрощенных форм. В этом направлении работали Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и Андо Хиросигэ.
Нихонга
Нихонга – направление в японской живописи, возникшее в последней четверти XIX века как реакция на усиливающее влияние западноевропейской культуры. Отличительная особенность – стремление возродить традиционные японские техники и эстетику. Для этого художники использовали японскую бумагу, старые кисти, яркие пергаменты.
Укие-э

Известные художники и их работы

Самыми известными представителями традиционной японской живописи являются:
Утамаро известен как автор изысканных изображений женщин. Манера художника отличается вниманием к деталям и большой чувствительностью. Также Утамаро создавал портреты женщин и работал в эротическом направлении, экспериментировал с цветом и формой. Произведения художника отличаются особой изысканностью и утонченностью.

Его самые знаменитые работы: «Красавица развязывает пояс», «Три красавицы наших дней», «Ямауба наблюдает за играющим Кинтаро».
Китагава Утамаро и его «Красавицы»
Кано Эйтоку – яркий представитель периода Момояма (1573−1603 гг.). Работал художник в технике ямато-э. Эйтоку был первым, кто начал изображать яркие многоцветные детали на общем фоне. Его творчество характеризуется монументальностью, динамизмом и реалистичными изображениями.

Самые известные работы: ширмы «Птицы и цветы четырех времен года», «Кипарис».
Кано Эйтоку
Хокусай творил в стиле укие-э, в котором воплощал образ вечно изменяющегося мира. Художник также известен как автор книги эскизов, в которой охватывается широкий спектр тем. Прославился Хокусай благодаря своему произведению «36 видов Фудзи», где запечатлел гору в разных ракурсах и стилях.
Кацусика Хокусай и его «36 видов Фудзи»
Тохаку – самый загадочный художник XVI в. В своих работах Хасэгава пропагандировал минимализм и возращение к традиционным принципам японской эстетики. Его творчество отличается монументальностью, абстрактными изображениями, умелым использованием пустого пространства.

Известные работы: «Сосновый лес», «Нирвана Будды».
Тоса Мицуеси
Художник работал в традиционном стиле ямато-э. Известен своей приверженностью традиционным техникам. Картины Мицуеси отличаются изысканностью и тонким лиризмом.

Известные работы: ширмы «Фениксы и павлины», «История Гэндзи».
Харунобу – создатель цветной гравюры. Его работы отличаются нежными и мягкими цветами, вниманием к деталям, лирическим настроением.

Известные работы: «Цапли и тростник», «Две женщины на веранде».
Судзуки Харунобу
Творчество Джакучу приходится на период Эдо (1603−1868 гг.). Художник в работе использовал традиционные техники. Изображал птиц, животных, цветы и деревья, наделяя их особой выразительностью, а также натюрморты, прославившиеся своей реалистичностью.

Известные работы: «Петухи под пальмами», «Дикие гуси на льду».
Хасэгава Тохаку
Ито Джакучу и его натюрморты

материалы и инструменты

Традиционно в японской живописи использовались тонкая и прочная бумага васи, изготовленная из волокон коры шелковицы. Из шелка делали свитки и ширмы, а из дерева – панели для нанесения рисунка.
В качестве красок художники использовали минеральные пигменты – киноварь, лазурит и малахит, при помощи которых получались яркие и долговечные цвета. Растительные элементы, такие как сажа, хризантема, давали мягкие, приглушенные оттенки.
Кисти для рисования изготавливали из бамбука, тростника, используя шерсть животных или волосы человека. Тушь для выразительных четких линий делали из сажи.

Тематические особенности

В японской живописи ключевыми темами являются следующие:
Природа. Природа занимает центральное место во всей японской культуре. Пейзажи, времена года, природные явления помогали художниками подчеркнуть связь Японии с естественным миром.
Исторические события. Историческая живопись очень часто становится своеобразным отображением важнейших периодов развития страны.
1
2
3
4
Портреты. Портретная живопись всегда занимала почетное место в творчестве японских живописцев. Художники считали своим долгом запечатлеть образы самурая, императора, мыслителя и др.
Религия. Синтоизм и буддизм стали основой для развития многих религиозных сюжетов, которые до сих пор популярны в Японии.
Повседневная жизнь. В произведениях живописи художники часто обращались к повседневным темам, раскрывающим жизнь и быт обычных японцев.
5

Современные тенденции

Для современной японской живописи характерно бережное отношение к традиционным техникам, стремление к минимализму и абстракции. Популярными становятся цифровые произведения, виртуальные галереи, интерактивные работы.
Кроме того, ее традиции оказывают глубокое влияние на современное искусство. Отражается это в эстетике плоскости с минимальной перспективной, использовании линий и контуров для выражения эмоциональной глубины, несимметричной композиции, насыщенных цветах, умелом использовании пустого пространства, преемственности ключевых тем.
В последнее время в японской живописи наблюдается синтез с элементами западноевропейской культуры.
Как бы парадоксально это ни звучало, традиционная японская живопись сегодня не теряет своей актуальности и является источником вдохновения для современных художников.
выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Познакомиться более подробно с традиционной японской живописью можно на выставке «Искусство Японии. От Хокусая до современности» в Artplay Media. В экспозиции представлена коллекция из более чем 200 произведений японского искусства, охватывающая период с XIX века до наших дней.

Выставка рассказывает о развитии японского искусства от традиционных до современных форм и демонстрирует разнообразные художественные стили и техники.
«Больше фактов о Японском искусстве —
на выставке Artplay Media «Искусство Японии. От Хокусая до современности»
faq
Часто задаваемые вопросы
Made on
Tilda