пн-чт, вс
пн-сб
11:00-21:00
11:00-22:00
блог artplay media
/

морские шедевры Айвазовского: биография, стиль и творчество

Узнайте о жизни и творчестве Ивана Константиновича Айвазовского: биография, уникальный стиль, интересные факты и влияние на мировое искусство
Иван Константинович Айвазовский — знаменитый русский художник, по происхождению армянин, снискавший мировую славу благодаря уникальному таланту и богатейшему творческому наследию. Прославился как художник-маринист, автор полотен на морскую и военную тематику. Занимался меценатством, был почетным членом ряда европейских Академий художеств.

Жизненный путь от простого парня из обычной семьи до гениального живописца показателен и уникален. Как сложилась его жизнь, чем вдохновлялся и в чем неповторимость его картин, рассмотрим далее.

содержание
январь 31, 2025
иван константинович айвазовский

биография художника: жизнь Ивана Айвазовского

Годы жизни Айвазовского: 17 июля 1817 года — 19 апреля 1900 года. Родился в Крыму, в Феодосии, в семье армянского торговца Геворка Айвазяна. Отец переехал в Крым из Молдавии и поменял имя на более простое для русского языка — Константин Гайвазовский. Его примеру последует и сын. Свое имя Ованес (Ованес — армянский вариант имени Иоанн) и фамилию Айвазян он поменяет и станет известен как Иван Константинович Айвазовский.
Семья живет бедно, мальчик с юношества подрабатывает в кофейне. Задатки молодого дарования проявляются рано. Наблюдая за местным музыкантом, юноша осваивает навыки игры на скрипке, а позже увлекается изобразительным искусством. Айвазовский любит подолгу любоваться морем, наблюдает за непокорной стихией и запечатлевает увиденное в памяти, а затем в своих рисунках.

Айвазовский еще в детстве научился играть на скрипке. Домашние часто просили его порадовать гостей игрой. Как-то в доме присутствовал Михаил Глинка и слушал «концерт». Он настолько был впечатлен талантами юного дарования и услышанными мелодиями, что включил одну из них в собственную оперу «Руслан и Людмила».

Первые его эскизы появляются на страницах книг: бумага в то время для небогатой семьи — дорогое удовольствие. И, согласно легенде, рисует он на стенах собственного жилища, используя самоварные угли. Изображения попадаются на глаза градоправителю Феодосии А. И. Казначееву и нравятся ему настолько, что он предлагает юноше обучаться изобразительному искусству со своими детьми. Спустя некоторое время он помогает мальчику устроиться в Симферопольскую гимназию. Там талантливого гимназиста Ованеса впервые начинают называть привычным для русского слуха именем Иван.

В Симферополе юноша живет у Казначеевых, где завсегдатаи — вся тамошняя знать. Художник знакомится с супругой бывшего губернатора Таврии графиней Нарышкиной и попадает под ее покровительство. В восторге от юного таланта Нарышкина разрешает ему использовать собственную библиотеку и работать с иллюстрациями — рисовать их копии. Графиня хлопочет о зачислении Айвазовского в Петербургскую академию художеств, куда его принимают безо всякой оплаты.

cтановление

В Северную столицу юный гений приезжает в 1833 году и становится учеником пейзажного класса М. Н. Воробьева. Спустя два года юношу определяют в подмастерья к знаменитому маринисту Ф. Таннеру, приехавшему из Франции по приглашению Николая I. Юноша соглашается, но получает от нового наставника не совсем то, что хочет. Таннер рисует в одиночестве, о тонкостях мастерства рассказывает мало и поручает парню черновую работу. Но юноша продолжает работать над собой, находит время для собственных произведений.
В 1836 году Айвазовский, не предупредив наставника, представляет свои работы на той же выставке, что и Таннер. Дело оборачивается скандалом. Юный художник получает высокую награду — серебряную медаль. Критики хвалят Айвазовского и прочат ему великое будущее. Полотна Таннера получают скромную оценку. Это вызывает негодование именитого мэтра, он жалуется Николаю I. Тот, не вникая в подробности случившегося, велит снять полотна молодого художника с экспозиции.

Это происшествие неожиданно приносит начинающему живописцу удачу. За него вступается профессор А. И. Зауервейд, обучающий рисованию детей императора. Он показывает Николаю I произведения молодого таланта, что заставляет императора в корне поменять свое мнение. Николай I убеждается в ценности работ юного дарования, повелевает выплатить ему вознаграждение и отправляет в путешествие по Балтике со своим сыном. Там Айвазовский ближе знакомится с парусным флотом. С Таннером живописец прощается и продолжает обучаться уже у Зауервейда.

Академию художеств Айвазовский заканчивает на два года раньше положенного, в 1837 году, с золотой медалью. Юноша получает право повышать свое мастерство в Европе на протяжении шести лет. Но наставники, учитывая его юность, предлагают на первые два года отправиться в Крым.

путешествие в Крым и по Европе

Живописец странствует по южному берегу Крыма с И. Казначеевым, а через пару лет идет в военно-морской поход. На Кавказе участвует в сражениях, но по-прежнему продолжает работать над картинами. Эти события накладывают серьезный отпечаток на творчество живописца: величие российского флота становится одним из основных лейтмотивов его полотен.
В 1840 году он едет в Италию, где обосновывается в Венеции. Уже там окончательно меняет имя на Айвазовский. Активно путешествует по Италии, знакомится с Н. В. Гоголем и едет с ним во Флоренцию. Вместе они посещают Рим, Неаполь, Сорренто. Морские пейзажи впечатляют художника до глубины души, он запечатлевает виды Тирренского моря в своих живописных произведениях.

В первые месяцы путешествия пишет 13 картин, на протяжении следующего года — следующие семь, а затем целых двадцать. Италия становится для Айвазовского той отправной точкой, где он утверждается в художественном стиле и вырабатывает собственный творческий метод. Мастер почти не пишет с натуры, делает лишь наброски, а все нюансы изображения воссоздает по памяти.

особенности стиля и техники Айвазовского

Творческая манера живописца уникальна благодаря многогранности его талантов. Кроме исключительной гениальности в изобразительном искусстве, он обладал музыкальными навыками. Музыка незримо присутствует в его картинах, напоминая застывшие мелодии, виртуозно перенесенные на полотно кистью живописца, будь то музыка моря или грандиозных сражений.
Картины Айвазовского завораживают, они неповторимы в отражении безграничной мощи природы, в безудержном порыве, динамике и подвижности. Его техника для XIX века — настоящий прорыв, полотна лишены статичности и дарят ощущение присутствия дышащей водной стихии, сверкающей, искрящейся, бушующей, готовой выплеснуться за края рамы.

Море дышит, поднимается волнами, ослепляет солнечными бликами и манит черной многослойной глубиной. Пугает, притягивает, гипнотизирует, не оставляет равнодушным. Краски на холсте воссоздают живые картины моря с небывалой естественностью.

Айвазовскому была присуща стремительность в работе. Часто он создавал полотно за сеанс. Техника лессировки отличалась авторскими нюансами. Исследователь творчества Айвазовского Николай Барсамов писал: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины».

Русский художник И. Крамской писал: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок».

Знаменитые картины Айвазовского

Картина написана в 1881 году. Море изображено в шторм в пасмурный день. Далеко на горизонте едва различим корабль, использованы темные краски. Величавость происходящего подчеркнута неумолимым движением волн на зрителя. Сдержанная цветовая палитра усугубляет эмоциональное восприятие некой строгостью и ритмичностью полотна.
Черное море (1881 г.)
Полотно посвящено победе российского флота в Чесменском бою 24–26 июня 1770 года, написано в 1848 году. Живописец использовал наброски, сделанные во время путешествий. Картина изображает ожесточенное сражение русских и турок в переломный момент, когда противник почти разбит.

Ночь, снаряженные суда идут под воду, увлекая за собой людей. Моряки хватаются за куски мачт. Композиции присущ контраст ярких бликов огня, слабых отблесков луны и густого черного дыма.
Чесменский бой (1848 г.)
Известнейшее полотно, написанное в 1850 году. Изображает бушующую пучину, пытающуюся поглотить чудом уцелевших после кораблекрушения людей. Рассвет, неутихающие волны, люди отчаянно борются за жизнь, силы неравны. От корабля остался только кусок мачты, за который цепляются выжившие.

Волна нависает над несчастными, трагизм происходящего пронизывает насквозь. Мощь урагана подчеркнута волнением облаков на небе. Но полотно лишено обреченности: лучи взошедшего солнца освещают драматичную картину и вселяют надежду на спасение.
Девятый вал (1850 г.)
Полотно 1846 года также отражает подвиг русских моряков. Сражение 8 октября 1827 года, где в Наваринской бухте начался бой между англо-французско-российским и турецко-египетским флотом. Айвазовский показал русские суда в центре сражения. По ним пришелся удар противника.

Корабль «Азов» уничтожает пять вражеских кораблей, а сам получает повреждения. Это начало сражения. В центре композиции – бой "Азова" с турецким кораблем. Автор построением композиции и отражением боевого порыва русского корабля предугадывает победный исход баталии.
Среди волн (1898 г.)
Картина написана за 10 дней. Это поразительно, учитывая ее размеры. Самое большое полотно автора в длину превышает 4 метра и в высоту достигает 3 метров. Живописец завещал его в дар Феодосии, где оно и хранится. Еще один вариант этой картины — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Сюжет — продолжение темы полотна «Черное море». Шторм достиг своего пика, черное небо на заднем фоне подчеркивает драматизм происходящего. «Среди волн» — это верх мастерства Айвазовского в изображении морских волн. Барашки пены, полупрозрачность, блики, изумрудная глубина — все это достигнуто благодаря лессировке.

С картиной «Среди волн» произошел интересный случай. Сначала автор изобразил на ней маленькую шлюпку с моряками, которым удалось спастись. Но знакомый морской офицер раскритиковал это, сказав Айвазовскому, что такое суденышко ушло бы под воду. Художник промолчал, но в стремлении к реалистичности впоследствии «убрал» шлюпку с полотна.
Радуга (1873 г.)
Эта тематика была широко распространена в средневековом искусстве. Однако Босх изобразил расплату за грехи необычно и фантасмагорично. Картина представляет собой триптих с традиционным изображением Страшного суда в центре, ада – справа и рая – слева. Однако на этом традиционность заканчивается. Гениальность автора в первую очередь проявилась в изображении переполненного ада. Нагромождение жутких образов заставляет рассматривать картину детально. Здесь в полной мере проявляется убежденность Босха в греховной природе людей. Рай в изображение мастера также не производит благостного впечатления. Здесь представлены сцены грехопадения.
Этот город Айвазовский почитал как самый прекрасный на планете. Художник много путешествовал, но другим городам не удалось настолько покорить его сердце. На картине освещенный золотыми лучами солнца Босфор. У берега шлюпки, вдали – башни минарета.
Утренняя дымка укутывает город… Атмосфера умиротворения и бесконечного благоденствия, восточного города и размеренной спокойной жизни.
Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог
Картина написана в 1873 году. Сюжет: грозные американские военные корабли у скалы Гибралтар, известной стратегическим расположением и природной красотой.

Автор искусно воплотил в полотне вид Гибралтара, наполнив картину величественностью и неповторимым колоритом. Скала прорисована удивительно тщательно, сливаясь формами с золотистым небом и изумрудными многослойными оттенками морской пучины.
Американские суда у Гибралтарской скалы
Созданное в 1841 году произведение получило высочайшие оценки критиков, автор удостоен золотой медали папы Григория XVI за его написание. Глава Ватикана собирался купить картину, но художник подарил ее папе.

Картина зачаровывает магнетизмом и глубиной. В основе сюжета — библейский мотив о сотворении мира. Он реализован на фоне бушующего моря с его непостижимой для человека мощью. Море олицетворяет темное начало, вынужденное уступить свету, пробивающемуся сквозь черное небо и несущему новую жизнь.
Морское сражение при Наварине (1846 г.)
Айвазовский восхищался Венецией, что отразилось и в его творчестве. Картина написана уже в Петербурге. На ее создание художника вдохновили воспоминания о венецианской лагуне и ее островах. Умиротворенная тихая гладь воды напоминает безупречную тихую глубину неба. Тонкая палитра цветов изображает замерший утренний воздух, освещенный лучами утреннего солнца.
Венецианская лагуна. Остров Сан-Джорджио
Картина создана в 1876 году и представляет собой один из вариантов кораблекрушений, изображенных автором. В основе сюжета — разбушевавшееся море у скал.
Драматизм подчеркнут изображением выброшенной на берег шлюпки, наполненной людьми. Композиция: в центре освещенная заходящим солнцем скала, небо в тучах и бушующие волны...
Сотворение мира. Хаос (1841 г.)
Кораблекрушение (1843 г.)
Основная тема — море. Художник виртуозно владел техникой лессировки, подарив мировому искусству понятие «волны Айвазовского» - изображение полупрозрачной вспененной волны
Писал стремительно и легко, создавал полотно за один сеанс
1
2
3
Не писал с натуры, это было его принципом. Мастер был убежден, что стихию невозможно воспроизвести, так как она переменчива

Наследие Айвазовского

Умение передать многогранность красоты и величия моря внесло весомый вклад в мировое изобразительное искусство и сделало Айвазовского выдающимся художником-маринистом.

За творческую карьеру он создал свыше 6 000 морских пейзажей. Армянские корни, рождение в Крыму — это наложило отпечаток на его творчество, которое, по сути, — энциклопедия морских тем, начиная от изображения спокойного моря и заканчивая сокрушительным штормом.

Отличительные черты творческого наследия:
заключение
Подавляющее большинство морских шедевров живописца — плод его воображения. Лишь вторая половина жизни гениального автора ознаменована тем, что он попытался привести основы своей эстетической системы в соответствие с принципами реализма.

Уникальность творчества Айвазовского и необычайная плодовитость — результат трудолюбия и индивидуального взгляда на законы живописи. Творческое наследие — свыше 6000 картин, большинство из которых — морские пейзажи. Творчество художника — энциклопедия моря. Удивительно, что он не писал с натуры и редко использовал подготовительные наброски.

Уже при жизни его имя гремело на всю планету, он общался с сильными мира сего. Картины имели огромную ценность и выставлялись по всему миру. Его шедеврами восторгались столетие назад, продолжают восхищаться и сейчас.

выставка
в Artplay Media
измените представление о посещении музеев
Мультимедийная выставка «Я-Айвазовский» в центре цифрового искусства ArplayMedia посвящена творчеству знаменитого художника-мариниста. Его богатейшее наследие отображает невероятную красоту и многогранность морской стихии, символизирующей саму жизнь во всех ее проявлениях от тихой грусти до бушующих страстей. Мастерство великого художника с умением филигранно передать все тонкости морских пейзажей — это прикосновение к чуду.
«Больше фактов о Айвазовском —
на выставке Artplay Media «Я - Айвазовский»
faq
Часто задаваемые вопросы
Made on
Tilda