Картина написана в 1881 году. Море изображено в шторм в пасмурный день. Далеко на горизонте едва различим корабль, использованы темные краски. Величавость происходящего подчеркнута неумолимым движением волн на зрителя. Сдержанная цветовая палитра усугубляет эмоциональное восприятие некой строгостью и ритмичностью полотна.
Полотно посвящено победе российского флота в Чесменском бою 24–26 июня 1770 года, написано в 1848 году. Живописец использовал наброски, сделанные во время путешествий. Картина изображает ожесточенное сражение русских и турок в переломный момент, когда противник почти разбит.
Ночь, снаряженные суда идут под воду, увлекая за собой людей. Моряки хватаются за куски мачт. Композиции присущ контраст ярких бликов огня, слабых отблесков луны и густого черного дыма.
Известнейшее полотно, написанное в 1850 году. Изображает бушующую пучину, пытающуюся поглотить чудом уцелевших после кораблекрушения людей. Рассвет, неутихающие волны, люди отчаянно борются за жизнь, силы неравны. От корабля остался только кусок мачты, за который цепляются выжившие.
Волна нависает над несчастными, трагизм происходящего пронизывает насквозь. Мощь урагана подчеркнута волнением облаков на небе. Но полотно лишено обреченности: лучи взошедшего солнца освещают драматичную картину и вселяют надежду на спасение.
Полотно 1846 года также отражает подвиг русских моряков. Сражение 8 октября 1827 года, где в Наваринской бухте начался бой между англо-французско-российским и турецко-египетским флотом. Айвазовский показал русские суда в центре сражения. По ним пришелся удар противника.
Корабль «Азов» уничтожает пять вражеских кораблей, а сам получает повреждения. Это начало сражения. В центре композиции – бой "Азова" с турецким кораблем. Автор построением композиции и отражением боевого порыва русского корабля предугадывает победный исход баталии.
Картина написана за 10 дней. Это поразительно, учитывая ее размеры. Самое большое полотно автора в длину превышает 4 метра и в высоту достигает 3 метров. Живописец завещал его в дар Феодосии, где оно и хранится. Еще один вариант этой картины — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Сюжет — продолжение темы полотна «Черное море». Шторм достиг своего пика, черное небо на заднем фоне подчеркивает драматизм происходящего. «Среди волн» — это верх мастерства Айвазовского в изображении морских волн. Барашки пены, полупрозрачность, блики, изумрудная глубина — все это достигнуто благодаря лессировке.
С картиной «Среди волн» произошел интересный случай. Сначала автор изобразил на ней маленькую шлюпку с моряками, которым удалось спастись. Но знакомый морской офицер раскритиковал это, сказав Айвазовскому, что такое суденышко ушло бы под воду. Художник промолчал, но в стремлении к реалистичности впоследствии «убрал» шлюпку с полотна.
Эта тематика была широко распространена в средневековом искусстве. Однако Босх изобразил расплату за грехи необычно и фантасмагорично. Картина представляет собой триптих с традиционным изображением Страшного суда в центре, ада – справа и рая – слева. Однако на этом традиционность заканчивается. Гениальность автора в первую очередь проявилась в изображении переполненного ада. Нагромождение жутких образов заставляет рассматривать картину детально. Здесь в полной мере проявляется убежденность Босха в греховной природе людей. Рай в изображение мастера также не производит благостного впечатления. Здесь представлены сцены грехопадения.
Этот город Айвазовский почитал как самый прекрасный на планете. Художник много путешествовал, но другим городам не удалось настолько покорить его сердце. На картине освещенный золотыми лучами солнца Босфор. У берега шлюпки, вдали – башни минарета.
Утренняя дымка укутывает город… Атмосфера умиротворения и бесконечного благоденствия, восточного города и размеренной спокойной жизни.
Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог
Картина написана в 1873 году. Сюжет: грозные американские военные корабли у скалы Гибралтар, известной стратегическим расположением и природной красотой.
Автор искусно воплотил в полотне вид Гибралтара, наполнив картину величественностью и неповторимым колоритом. Скала прорисована удивительно тщательно, сливаясь формами с золотистым небом и изумрудными многослойными оттенками морской пучины.
Американские суда у Гибралтарской скалы
Созданное в 1841 году произведение получило высочайшие оценки критиков, автор удостоен золотой медали папы Григория XVI за его написание. Глава Ватикана собирался купить картину, но художник подарил ее папе.
Картина зачаровывает магнетизмом и глубиной. В основе сюжета — библейский мотив о сотворении мира. Он реализован на фоне бушующего моря с его непостижимой для человека мощью. Море олицетворяет темное начало, вынужденное уступить свету, пробивающемуся сквозь черное небо и несущему новую жизнь.
Морское сражение при Наварине (1846 г.)
Айвазовский восхищался Венецией, что отразилось и в его творчестве. Картина написана уже в Петербурге. На ее создание художника вдохновили воспоминания о венецианской лагуне и ее островах. Умиротворенная тихая гладь воды напоминает безупречную тихую глубину неба. Тонкая палитра цветов изображает замерший утренний воздух, освещенный лучами утреннего солнца.
Венецианская лагуна. Остров Сан-Джорджио
Картина создана в 1876 году и представляет собой один из вариантов кораблекрушений, изображенных автором. В основе сюжета — разбушевавшееся море у скал.
Драматизм подчеркнут изображением выброшенной на берег шлюпки, наполненной людьми. Композиция: в центре освещенная заходящим солнцем скала, небо в тучах и бушующие волны...
Сотворение мира. Хаос (1841 г.)
Кораблекрушение (1843 г.)